Чайна-таун на Неве

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев

Туристы позируют фотографу на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Фото: Павел Каравашкин/ Коммерсантъ
Туристы позируют фотографу на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Фото: Павел Каравашкин/ Коммерсантъ

У подобных опасений есть реальная основа: с 1 октября 2019 года граждане 53 государств могут бесплатно оформить электронную въездную визу в Санкт-Петербург и Ленинградскую область за четыре дня. В будущем власти города рассчитывают на 4 млн туристов в год дополнительно. А это может сделать жизнь знаменитых музеев совершенно невыносимой.

Особенно заметно увеличились очереди из жаждущих попасть в Государственный Эрмитаж и музеи-заповедники — «Петергоф» и «Царское Село». Число гостей Эрмитажа уже не первый год колеблется около 4,5 млн человек. По словам Елены Кальницкой, генерального директора ГМЗ «Петергоф», по данным на начало октября 2019 года, гостями парка и дворцов за сезон стали 5 300 373 человека, один только Ораниенбаум принял почти полтора миллиона посетителей. «Рекорд был установлен 10 августа. В этот день на территории Нижнего парка Петергофа единовременно находились 51 586 человек, — говорит Елена Кальницкая. — Парк не может постоянно выдерживать такие нагрузки!»

По подсчетам сотрудников Государственного музея-заповедника «Царское Село», летом 2019 года случалось, что только за полдня через залы Екатерининского дворца и прилегающий парк проходило почти 240 тыс. туристов. А ожидание в очередях иногда растягивалось на 4–5 часов. Хотя, как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia директор музея Ольга Таратынова, по результатам исследований, проведенных еще в 2014 году НИИ стандартизации музейной деятельности, залы Екатерининского дворца могут принять единовременно лишь 950 человек, включая 150 сотрудников.

Ситуация в «Царском Селе» обсуждалась минувшей осенью на коллегии Министерства культуры России. Замминистра Алла Манилова выступила с инициативой ограничить число посетителей этого памятника XVIII века и урегулировать турпоток в музее-заповеднике. Да и Эрмитаж в 2019 году был буквально опутан сетью очередей. Музей открыл почти все подъезды Зимнего дворца для разных категорий посетителей и в результате стал похож на осажденную со всех сторон крепость. Хотя его залы могут принять единовременно не больше 7 тыс. гостей.

Туристы из Китая в очереди в Эрмитаж. Фото: Роман Пименов/ТАСС
Туристы из Китая в очереди в Эрмитаж.
Фото: Роман Пименов/ТАСС

Главные проблемы создает все увеличивающийся поток туристов из Китая. Кстати, КНР есть и в перечне стран, граждане которых могут приехать в Россию по упрощенной схеме. Как сообщила нам Кира Журавская, туроператор, член Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, в последнее время в Россию ежегодно прибывает более 1 млн туристов из Поднебесной, почти половина из них целенаправленно едет в Петербург. «Эрмитаж, Петергоф и Царское Село входят во все туристические программы для туристов из Китая, — рассказала Кира Журавская. — Китайским туроператорам наплевать на все остальные достопримечательности. И мы, россияне, никак не можем повлиять на это: путевки они продают сами, программу составляют сами, рекламу делают сами, наши туроператоры в этом не участвуют, потому что это большей частью нелегальный бизнес».

Ситуация с огромным потоком туристов из Китая минувшим летом обострилась в петербургских музеях особенно ощутимо. В соцсетях и СМИ постоянно обсуждалось, как китайские посетители музеев позволяют себе нарушать самые элементарные правила поведения: они кричат, трогают экспонаты, устраивают массовые селфи и даже используют музейные залы и дворцовые парки как туалеты. Эти вопиющие случаи в залах Эрмитажа и парках Петергофа обсуждали летом сотрудники музеев, посетители, пресса.

«У нас много туристов с Востока, но, увы, они не всегда соблюдают правила санитарии в парке, — сетует Елена Кальницкая, директор «Петергофа». — Туалеты есть, но наставить их на расстоянии 50 м друг от друга нельзя, КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — TANR) запретит. Мы встречались с тур­операторами и предложили ввести штрафы за нарушения. Туроператоры согласились на эту меру, и в течение месяца проблема была решена: организаторы потока предложили ввести штраф в 100 тыс. руб. с человека, и нарушения прекратились».

Но если бытовые и организационные проблемы музеи могут решить сами, то вопросы регулирования турпотоков им одним, без участия властей, не осилить. «Нужно взаимодействие и федеральных властей, и городского правительства, — считает Ольга Таратынова. — Да, мы сами регулируем сейчас продажу билетов для одиночных посетителей через интернет, такая схема действует в ведущих мировых музеях. Но мы нуждаемся и в законодательных актах, ограничивающих деятельность нелицензированных китайских гидов и теневого бизнеса, возникшего вокруг приема китайских туристических групп».

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не первый год говорит о необходимости введения туристического сбора. И о том, что поток посетителей требует регулирования. По его мнению, необходимо защищать исторические здания, при этом сделать музей доступным для всех. Но в первую очередь, как считают российские туроператоры, нужно решать вопрос с нелегальным туристическим бизнесом. «Электронные визы, лоукостеры — все это только усугубит ситуацию, — полагает Кира Журавская. — Пока не найдем механизма устранения с рынка нелегальных компаний, мы ничего не сможем изменить». 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+