18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Чайна-таун на Неве

№79
Материал из газеты

Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев

У подобных опасений есть реальная основа: с 1 октября 2019 года граждане 53 государств могут бесплатно оформить электронную въездную визу в Санкт-Петербург и Ленинградскую область за четыре дня. В будущем власти города рассчитывают на 4 млн туристов в год дополнительно. А это может сделать жизнь знаменитых музеев совершенно невыносимой.

Особенно заметно увеличились очереди из жаждущих попасть в Государственный Эрмитаж и музеи-заповедники — «Петергоф» и «Царское Село». Число гостей Эрмитажа уже не первый год колеблется около 4,5 млн человек. По словам Елены Кальницкой, генерального директора ГМЗ «Петергоф», по данным на начало октября 2019 года, гостями парка и дворцов за сезон стали 5 300 373 человека, один только Ораниенбаум принял почти полтора миллиона посетителей. «Рекорд был установлен 10 августа. В этот день на территории Нижнего парка Петергофа единовременно находились 51 586 человек, — говорит Елена Кальницкая. — Парк не может постоянно выдерживать такие нагрузки!»

По подсчетам сотрудников Государственного музея-заповедника «Царское Село», летом 2019 года случалось, что только за полдня через залы Екатерининского дворца и прилегающий парк проходило почти 240 тыс. туристов. А ожидание в очередях иногда растягивалось на 4–5 часов. Хотя, как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia директор музея Ольга Таратынова, по результатам исследований, проведенных еще в 2014 году НИИ стандартизации музейной деятельности, залы Екатерининского дворца могут принять единовременно лишь 950 человек, включая 150 сотрудников.

Ситуация в «Царском Селе» обсуждалась минувшей осенью на коллегии Министерства культуры России. Замминистра Алла Манилова выступила с инициативой ограничить число посетителей этого памятника XVIII века и урегулировать турпоток в музее-заповеднике. Да и Эрмитаж в 2019 году был буквально опутан сетью очередей. Музей открыл почти все подъезды Зимнего дворца для разных категорий посетителей и в результате стал похож на осажденную со всех сторон крепость. Хотя его залы могут принять единовременно не больше 7 тыс. гостей.

Главные проблемы создает все увеличивающийся поток туристов из Китая. Кстати, КНР есть и в перечне стран, граждане которых могут приехать в Россию по упрощенной схеме. Как сообщила нам Кира Журавская, туроператор, член Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, в последнее время в Россию ежегодно прибывает более 1 млн туристов из Поднебесной, почти половина из них целенаправленно едет в Петербург. «Эрмитаж, Петергоф и Царское Село входят во все туристические программы для туристов из Китая, — рассказала Кира Журавская. — Китайским туроператорам наплевать на все остальные достопримечательности. И мы, россияне, никак не можем повлиять на это: путевки они продают сами, программу составляют сами, рекламу делают сами, наши туроператоры в этом не участвуют, потому что это большей частью нелегальный бизнес».

Ситуация с огромным потоком туристов из Китая минувшим летом обострилась в петербургских музеях особенно ощутимо. В соцсетях и СМИ постоянно обсуждалось, как китайские посетители музеев позволяют себе нарушать самые элементарные правила поведения: они кричат, трогают экспонаты, устраивают массовые селфи и даже используют музейные залы и дворцовые парки как туалеты. Эти вопиющие случаи в залах Эрмитажа и парках Петергофа обсуждали летом сотрудники музеев, посетители, пресса.

«У нас много туристов с Востока, но, увы, они не всегда соблюдают правила санитарии в парке, — сетует Елена Кальницкая, директор «Петергофа». — Туалеты есть, но наставить их на расстоянии 50 м друг от друга нельзя, КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — TANR) запретит. Мы встречались с тур­операторами и предложили ввести штрафы за нарушения. Туроператоры согласились на эту меру, и в течение месяца проблема была решена: организаторы потока предложили ввести штраф в 100 тыс. руб. с человека, и нарушения прекратились».

Но если бытовые и организационные проблемы музеи могут решить сами, то вопросы регулирования турпотоков им одним, без участия властей, не осилить. «Нужно взаимодействие и федеральных властей, и городского правительства, — считает Ольга Таратынова. — Да, мы сами регулируем сейчас продажу билетов для одиночных посетителей через интернет, такая схема действует в ведущих мировых музеях. Но мы нуждаемся и в законодательных актах, ограничивающих деятельность нелицензированных китайских гидов и теневого бизнеса, возникшего вокруг приема китайских туристических групп».

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не первый год говорит о необходимости введения туристического сбора. И о том, что поток посетителей требует регулирования. По его мнению, необходимо защищать исторические здания, при этом сделать музей доступным для всех. Но в первую очередь, как считают российские туроператоры, нужно решать вопрос с нелегальным туристическим бизнесом. «Электронные визы, лоукостеры — все это только усугубит ситуацию, — полагает Кира Журавская. — Пока не найдем механизма устранения с рынка нелегальных компаний, мы ничего не сможем изменить». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+