18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Христос во гробе» Карла Брюллова остается невыездным

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ поддержала кассацию заместителя генерального прокурора и отказала Ирине и Александру Певзнерам из Германии в праве владения картиной

Суд этим решением исключил указания о возвращении картины супругам Певзнер из решений судов трех предыдущих инстанций, то есть сделал полотно Карла Брюллова «Христос во гробе» бесхозным и бездомным. Несмотря на то что в течение 16 лет с начала судебной эпопеи никто не сомневался в том, что оно принадлежит именно Певзнерам. И невзирая на решение президиума Верховного cуда РФ, вынесенное еще летом 2017 года, согласно которому Россия обязана вернуть картину Карла Брюллова «Христос во гробе» ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии.

Напомним, в 2003 году Певзнеры отправили картину в Петербург, чтобы эксперты подтвердили ее подлинность. После того как специалисты Государственного Русского музея это сделали, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области арестовало полотно. В отношении Александра Певзнера, купившего работу в Брюсселе, было возбуждено уголовное дело по статье «контрабанда». Картину как вещественное доказательство передали в Русский музей, а через десять лет дело прекратили в связи с истечением сроков давности. Тем не менее в 2013 году Выборгский суд Ленобласти признал полотно конфискованным «орудием преступления», в силу постановление суда вступило лишь в 2016 году. В 2017 году Конституционный суд признал это решение неконституционным. После чего президиум ВС отменил решение о конфискации и постановил вернуть работу Певзнерам. Сейчас, похоже, весь процесс начнется заново.

Поводом к такому решению, как рассказал Максим Крупский, адвокат Александра Певзнера, послужило кассационное представление заместителя генерального прокурора Леонида Коржинека, который усомнился в правах владения супругов Певзнер. В 2003 году одной из допрошенных по делу о якобы имевшей место контрабанде картины была Людмила Белякова, мать Ирины Певзнер, проживающая в Петербурге. Именно она, по доверенности родственников из Германии, занималась передачей полотна на экспертизу. И хотя за все эти 16 лет Людмила Белякова ни разу не заявляла свои права на него и ни одна судебная инстанция ни разу не усомнилась в том, что владельцами являются супруги Певзнер, прокуратура решила, что есть основания сомневаться в их правах владения. И Верховный суд удовлетворил представление прокуратуры. Теперь возникла странная коллизия, картина оказалась в подвешенном состоянии: она, по мнению ВС, не принадлежит Певзнерам, но никто другой — ни Людмила Белякова, ни Русский музей — на нее не претендуют.

«Это решение Верховного суда нарушает все принципы, какие только можно нарушить, — считает Максим Крупский. — Это нарушение принципа правовой определенности, прав собственности, принципа верховенства права, принципа свободы оценки доказательств судом, нарушение статьи 81 УПК, нарушение элементарной логики! Ведь если прокуратура считает, что права Людмилы Беляковой на картину были нарушены, то почему госпожа Белякова за все эти полтора десятка лет ни разу не требовала отдать ее ей? Она даже сама написала возражения, которые суд приобщил к материалам дела, на представление прокурора, где требует отказать в удовлетворении представления прокуратуры. И почему прокуратура вообще подняла этот вопрос именно сейчас? Почему она ни разу до сих пор не сомневалась, что владеют картиной Певзнеры? Видимо, кто-то готов не выпускать картину из России, даже в нарушение законов».

По словам адвоката, его подзащитные будут отстаивать свои права. Сейчас Крупский готовит обращение в президиум Верховного суда.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+