«Гараж» раскрывает секреты советского андерграунда

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Музей на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает герметизм как полноправный творческий метод

Римма Герловина. «Прошу не беспокоить». 1974. Фото: Музей Зиммерли при Ратгерском университете, Нью-Брансуик
Римма Герловина. «Прошу не беспокоить». 1974.
Фото: Музей Зиммерли при Ратгерском университете, Нью-Брансуик

Принято считать, что неофициальное искусство советского времени всеми силами стремилось пробиться к публичности, тогда как власти этому неизменно препятствовали. В общем виде все обстояло действительно так, но не стоит забывать, что тогдашнему андерграунду было присуще и прямо противоположное тяготение — к герметичности. Не столько даже в целях конспирации, сколько из желания обособиться от духа насаждаемого коллективизма. Антрополог Алексей Юрчак в труде «Это было навсегда, пока не кончилось», посвященном истории позднего СССР, называл подобную тактику «свободой вненаходимости». В отличие от диссидентства, она позволяла формально сосуществовать с господствующей идеологией, но при этом глубинно не соответствовать ее стандартам. 

Нередко такой герметизм приобретал игровые формы. Вот и название выставки в «Гараже» содержит слово «секретики», подразумевающее детскую игру в чудеса и тайны. Хотя для многих художников это было всерьез: и эзотерические практики, и идеи экуменизма, и альтернативная медицина, но все же сама принадлежность к художественной среде заставляла обыгрывать странные, иногда «самопальные» концепции. А для некоторых авторов такие игры превращались в стратегию. 

Группа ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов. Фотография акции «Субботник по закладыванию аллеи Авангарда» из серии «Комендантские работы». Москва, 1982. Фото: Предоставлено художниками / МСИ «Гараж»
Группа ТОТАРТ: Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов.
Фото: акции «Субботник по закладыванию аллеи Авангарда» из серии «Комендантские работы». Москва, 1982. Фото: Предоставлено художниками / МСИ «Гараж»

Проект основан на архивных фондах музея «Гараж», но использовались и другие источники. Главным куратором выставки стал рижанин Каспарс Ванагс, который прежде не работал с темой позднесоветского андерграунда, но обладает оригинальным опытом преподнесения и трактовки разнообразных архивных материалов. Замысел проекта изначально подразумевал некоторую двойственность: с одной стороны, это документальное исследование прошлого, с другой — еще и манифестация герметизма как полноправного творческого метода. 

По словам Андрея Мизиано, одного из сокураторов выставки наряду с Александрой Обуховой и Валентином Дьяконовым, «всякие феномены „другой жизни“ внутри советской системы в равной степени были нам интересны». 
В экспозицию включены работы нескольких арт-групп: «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухоморы», «Перцы», ТОТАРТ, а также произведения дуэта Риммы и Валерия Герловиных, Вячеслава Ахунова, Андерса Гринбергса и других авторов. Неотъемлемая часть выставки — разного рода документы и артефакты. 

Вячеслав Ахунов. «Живи тихо». 1975. Фото: Предоставлено художником / МСИ «Гараж»
Вячеслав Ахунов. «Живи тихо». 1975.
Фото: Предоставлено художником / МСИ «Гараж»

Одна из важных сюжетных линий этого проекта — сопоставление художественных экспериментов с экспериментами литературными. А в качестве постскриптума представлена инсталляция Яна Гинзбурга «Комната гениев» — современная визуальная метафора эпохи развитого социализма.  

Музей современного искусства «Гараж» 
Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985
11 декабря – 24 мая 2020

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+