18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург

№79
Материал из газеты

Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством

Год назад в Лондоне была показана выставка «Я Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии», посвященная самому знаменитому царю Ассирии, жившему в VII веке до н.э. и вошедшему в историю мировой культуры как создатель уникальной библиотеки клинописи. Петербургская выставка включает рельефы из его дворца в Ниневии, которые считаются вершиной развития ассирийского искусства, а также более ранние рельефы из нескольких ассирийских дворцов, в том числе царей Тиглатпаласара III, Саргона II и Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа). Проект дополнен памятниками прикладного искусства, найденными во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитыми плакетками из слоновой кости, служившими украшением дворцовой мебели или конской упряжи, а также рассказом о библиотеке Ашшурбанапала в Ниневии. 

В IX–VII веках до н.э. Ассирия была мощным государством, ее цари завоевали множество стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана. Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством собственного дворца. Возведенные из кирпичей из необожженной глины, стены дворцов были покрыты каменными рельефами. Дворцы разрушились вскоре после падения Ассирии в конце VII века до н.э., превратившись в огромные бесформенные холмы, и были открыты европейскими археологами в 1840‑х годах.

Главная тема ассирийских дворцовых рельефов — прославление царя. Вот он в бою, вот принимает трофеи (в том числе отрубленные человеческие головы), вот охотится на диких зверей, празднует победу, совершает ритуал поклонения богам. Для безымянных авторов было важно запечатлеть деяния царя перед богами, прославлять его перед подданными. Ученые считают, что рельефы были ассирийскими СМИ. Название эрмитажной выставки ­— строка из надписи с рельефа, украшавшего дворец Ашшурнацирапала II в Кальху. Настенный рельеф IX века до н.э. с изображением этого царя во время военного похода — один из хитов выставки.  

Оттуда же фрагмент рельефа с головой божества. Динамичный многофигурный рельеф с изображением ассирийских солдат, преследующих арабское войско, и фрагмент настенного рельефа «Умирающий лев» (от меткой стрелы) были найдены на месте Северного дворца Ашшурбанапала в Ниневии. 

Государственный Эрмитаж
«Я воздвиг там мой царский дворец». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея
10 декабря – 29 марта 2020

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+