18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург

№79
Материал из газеты

Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством

Год назад в Лондоне была показана выставка «Я Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии», посвященная самому знаменитому царю Ассирии, жившему в VII веке до н.э. и вошедшему в историю мировой культуры как создатель уникальной библиотеки клинописи. Петербургская выставка включает рельефы из его дворца в Ниневии, которые считаются вершиной развития ассирийского искусства, а также более ранние рельефы из нескольких ассирийских дворцов, в том числе царей Тиглатпаласара III, Саргона II и Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа). Проект дополнен памятниками прикладного искусства, найденными во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитыми плакетками из слоновой кости, служившими украшением дворцовой мебели или конской упряжи, а также рассказом о библиотеке Ашшурбанапала в Ниневии. 

В IX–VII веках до н.э. Ассирия была мощным государством, ее цари завоевали множество стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана. Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством собственного дворца. Возведенные из кирпичей из необожженной глины, стены дворцов были покрыты каменными рельефами. Дворцы разрушились вскоре после падения Ассирии в конце VII века до н.э., превратившись в огромные бесформенные холмы, и были открыты европейскими археологами в 1840‑х годах.

Главная тема ассирийских дворцовых рельефов — прославление царя. Вот он в бою, вот принимает трофеи (в том числе отрубленные человеческие головы), вот охотится на диких зверей, празднует победу, совершает ритуал поклонения богам. Для безымянных авторов было важно запечатлеть деяния царя перед богами, прославлять его перед подданными. Ученые считают, что рельефы были ассирийскими СМИ. Название эрмитажной выставки ­— строка из надписи с рельефа, украшавшего дворец Ашшурнацирапала II в Кальху. Настенный рельеф IX века до н.э. с изображением этого царя во время военного похода — один из хитов выставки.  

Оттуда же фрагмент рельефа с головой божества. Динамичный многофигурный рельеф с изображением ассирийских солдат, преследующих арабское войско, и фрагмент настенного рельефа «Умирающий лев» (от меткой стрелы) были найдены на месте Северного дворца Ашшурбанапала в Ниневии. 

Государственный Эрмитаж
«Я воздвиг там мой царский дворец». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея
10 декабря – 29 марта 2020

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+