Еще один музей, открытый соотечественником. На этот раз в Берлине

ROLAND HALBE
ROLAND HALBE

В Германии 1 июня открывается Музей архитектурного рисунка, основанный Сергеем Чобаном и спроектированный бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов»

Все, что архитектор создает на бумаге, чаще всего носит промежуточный характер. Творческая мысль зодчего реализуется в создании проектных эскизов, представляющих самоценный жанр — архитектурную графику. В известном смысле, коллекционирование акварельных увражей и отмывок — занятие эстетское, тем более когда культура 3D-визуализации практически упразднила бумажный носитель. Сергей Чобан, 51-летний архитектор, выпускник института им. Репина Академии художеств, в 1992 году уехавший в Германию, начал работу в Гамбурге в бюро NPS, а в 1995-м возглавил берлинский офис NPS Tchoban Voss. Среди его построек в Берлине — отель «Домакваре», кинотеатр «Кубикс», синагога в Вильмерсдорфе. В 2004 году архитектор открыл офис в России, совместно с Петером Швегером спроектировал башню «Федерация» в Москва-Сити. В настоящее время вместе с Сергеем Кузнецовым, с 2012 года главным архитектором Москвы, он руководит бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Будучи виртуозным рисовальщиком, Чобан понимает архитектуру на уровне графического восприятия: «Архитектура, которую интересно рисовать, и является удачной архитектурой». Его собранию акварелей и рисунков западноевропейских, советских, российских архитекторов и живописцев XVIII — начала XXI века уже более десяти лет. Эксперт Ирина Седова комментирует: «Архив рисунка в Эрмитаже посвящен рисунку вообще. Чобан же сконцентрировался только на архитектурной графике. Его коллекция не кабинет любителя-знатока, но арсенал профессионала, имеющий широкие хронологические рамки и богатый репертуар материалов. Один из шедевров — лист Пиранези Архитектурная фантазия с дворцом, происходящий из собрания В. Аргутинского Долгорукова.

Благодаря Чобану специалисты обратили внимание на творчество малоизученного пьемонтского зодчего Филиппо Юварры». В его собрании свыше 400 оригинальных листов (печатную графику Чобан не собирает) — от первых имен, в том числе де Вайи, Гонзага, Миса ван дер Рое, Райта, Чернихова, Либескинда и др. Несмотря на плотный график, архитектор присутствует на аукционах, доверяя лишь собственному глазу. «Думаю, моя коллекция уже вполне позволяет проследить эволюцию жанра. Ее заметная часть посвящена ныне живущим и работающим архитекторам и художникам, рисующим архитектуру. Это не ретроспективный подход. Я делаю акцент на популяризации, демонстрации актуальности архитектурного рисунка, но не на его возрождении. Считаю, что он и не умирал», — поясняет свою позицию Чобан. В 2009 году зодчий основал и зарегистрировал в Германии Благотворительный фонд Сергея Чобана, куда вошли как его собственные рисунки, так и часть собранной им уникальной коллекции архитектурной графики. Организованные фондом выставки за это время прошли в Немецком архитектурном музее во Франкфурте, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в СанктПетербурге, Академии художеств в Париже.

Выставочный опыт убедил Чобана, что «сейчас наблюдается огромный интерес к архитектурному рисунку, ибо он позволяет зрителю проследить за мыслью архитектора, да и просто увидеть красиво нарисованную архитектуру». Для хранения коллекции и проведения выставок архитектурной графики в Берлине бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» спроектировало здание музея. Профильные коллекции имеются в Академии художеств и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве, Техническом университете Берлина, Музее архитектуры в Мюнхене, Метрополитен музее в Нью-Йорке — отдельного же музея архитектурного рисунка до сих пор нигде в мире не было. Для его строительства кураторский совет фонда выбрал небольшой участок в Восточном Берлине, в районе Пренцлауэрберг, у входа на территорию бывшей пивоварни «Пфеферяберг». До музейного острова и Унтер-ден-Линден отсюда 15 минут пешком.

По соседству с музеем, выстроенном на месте заводского гаража, — архитектурная галерея AEDES, галерея современного искусства Ikeda, мастерские художников. «Здание построено из бетона; по сути это бетонная скульптура. На фасаде методом наложения форм и последующей отливки воспроизводятся графические мотивы, заимствованные из отдельных листов моей коллекции, — рассказыкнуть: это важно, что здание спроектировано именно российской архитектурной компанией». Компактный в плане объем примыкает к брандмауэру соседнего 4-этажного жилого дома. Постройка образована пятью, в соответствии с числом этажей, смещенных друг относительно друга, четко выделенными блоками. Бетонные стены чередуются с панорамным остеклением. На первом этаже расположена библиотека, на верхних — архив и экспозиционные залы.

Музей открывается выставкой Пестум Пиранези. Заново открытые шедевры, представляющей 15 рисунков Джованни Баттисты Пиранези из собрания лондонского музея сэра Джона Соуна, английского архитектора-палладианца (1753–1837), автора здания Банка Англии в Лондоне, коллекционера античных древностей, живописи и графики, в том числе 15 листов Пиранези, четыре из которых он получил в подарок от автора. «Этот музей для меня является идеалом, а личность архитектора и собирателя Джона Соуна — путеводной звездой. Это партнерство — большая честь для нас. Экспонаты музея Джона Соуна впервые за всю историю покидают родные стены.

После показа у нас листы Пиранези отправятся на выставку в Нью-Йорк». Постоянной экспозиции в Музее архитектурного рисунка не предусмотрено. В год планируется проведение четырех выставок: двух гостевых, одной из коллекции фонда и непременный показ произведений ныне живущего архитектора, работающего в жанре архитектурного рисунка.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+