18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр I, первый во всем: покровитель искусств, коллекционер и даже художник

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

На выставке в Музеях Московского Кремля соберут 200 редких экспонатов

Топорик. Нюрнберг, около 1570 г. Фото: Оружейная палата, Государственные художественные собрания Дрездена.
Топорик. Нюрнберг, около 1570 г.
Фото: Оружейная палата, Государственные художественные собрания Дрездена.

Музеи Московского Кремля этой выставкой начали отмечать два наступающих юбилея Петра I: через два года исполнится 300 лет с момента принятия им титула императора, а через три — 350 лет со дня его рождения. Тема для выставки выбрана неординарная: как покровителя науки и искусства, коллекционера, а уж тем более художника Петра никто еще не представлял. Хотя всем известна его просветительская деятельность и то, что он основал первый русский публичный музей — Кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Последний раздел выставки посвящен именно ей и личному собранию монарха — его Кабинету в Москве. 

Здесь показаны разные экспонаты — от коллекций китайского фарфора и механических игрушек до токарных станков, на которых Петр работал — делал модели для медалей и рельефов. Как художника императора представляют и созданные им гравюры. 

Кафтан царя Петра Алексеевича. Россия, Москва, конец XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Кафтан царя Петра Алексеевича. Россия, Москва, конец XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

А начинается выставка разделом с вещами, которыми Петр был окружен в своем московском детстве, — государственными регалиями, посольскими дарами, драгоценными предметами и диковинами из заморских земель. Следующий раздел рассказывает о зарубежных поездках Петра, где он познакомился с европейскими музейными собраниями Англии и Голландии. Там же Петр понял, насколько важны кунсткамеры для просвещения подданных. Этот раздел сформирован при участии Музея Амстердама и Национального морского музея Великобритании в Гринвиче. Ведь именно две главные тогда морские державы не только дали русскому царю понимание того, как построить флот, но и познакомили с важнейшими научными достижениями. В Гринвиче Петр посещал местную обсерваторию, где беседовал с астрономом Джоном Флемстидом, а в Лондоне брал уроки математики и астрономии. 

При поддержке музея «Зеленые своды» в Дрездене составлен раздел, посвященный кунсткамере саксонского курфюрста Августа Сильного, который был другом Петра. Здесь показаны мемориальные вещи двух монархов и их подарки друг другу. Намерение Августа превратить сокровищницу предков в музей, по-видимому, повлияло на решение Петра открыть  свою Кунсткамеру.

В выставке участвуют также Государственный Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Всего в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца демонстрируется 200 экспонатов. 

Музеи Московского Кремля
Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник
29 ноября – 8 марта 2020

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+