18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Контуры великой утопии

Новая книга о Борисе Иофане наглядно демонстрирует, как на протяжении жизни менялись взгляды и методы «архитектора власти»

Чаще всего имя Бориса Иофана (1891–1976) вспоминают в связи лишь с двумя его главными проектами. Гигантский Дворец Советов должен был появиться на месте храма Христа Спасителя в центре Москвы, но, к счастью, так и остался на бумаге. Аккурат же напротив, через Москву-реку, по чертежам Иофана был выстроен знаменитый Дом на набережной (тот самый, из повести Юрия Трифонова) — элитный дом-коммуна с собственными фабрикой-кухней, клубом, прачечной, детским садом и кинотеатром, а также довольно зловещей репутацией среди москвичей: почти все его привилегированные жители подверглись репрессиям в 1930-е годы. 

Однако на счету Иофана было еще много чего: проекты павильонов СССР на всемирных выставках в Париже 1937 года (именно он служил постаментом статуи «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной) и в Нью-Йорке 1939-го, новые корпуса Тимирязевской академии в Москве, послевоенные проекты восстановления Сталинграда и Новороссийска, а также санаторий «Барвиха», где архитектор и скончался в преклонном возрасте.

Книга Марии Костюк «Борис Иофан. До и после Дворца Советов» фактически впервые предлагает всесторонний анализ творчества архитектора, не ограничиваясь разбором лишь хрестоматийных построек и проекта дворца — которому, разумеется, уделено особое внимание. Книга возникла в результате многолетнего изучения наследия ее главного героя. Еще в 2004 году Мария Костюк, ныне главный хранитель Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, защитила диссертацию на тему «Стилевая проблематика творчества архитектора Б.М.Иофана», а в 2012-м стала куратором выставки «Архитектор власти», приуроченной к 120-летию мастера. Автор подчеркивает, что архитектурный язык Иофана менялся на протяжении всей его творческой жизни, охватывающей без малого 60 лет: от небольших ранних работ в Италии до поздних проектов жилых домов 1960–1970-х. Начав с неоклассицизма и тяготения к ордеру, он предложил собственную версию монументального стиля 1930-х годов, в которой чувствовалось переосмысление тенденций авангарда в архитектуре.

Поздние работы Иофана отличаются новаторским по тем временам применением бетонных панелей в жилом строительстве.
Каждому периоду в творчестве Бориса Иофана посвящен самостоятельный раздел. В частности, главу о его итальянских проектах, прежде почти неизвестных в России, написала историк архитектуры и архитектор Федерика Патти. А еще в книге опубликована статья архитектора, профессора Миланского технического университета Алессандро де Маджистриса, в которой он излагает собственную версию истории замысла и конкурса по Дворцу Советов. По его мнению, это было «самое знаменитое событие в истории советской архитектуры» и архитектуры прошлого столетия в целом. Материалы по последнему периоду деятельности Бориса Иофана подготовлены при участии Елены Желудковой, заведующей научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XX–XXI веков Музея архитектуры. 

Все тексты продублированы на русском и английском языках. Отдельного упоминания заслуживает иллюстративная часть, которая занимает не менее трети издания. Впервые в такой полноте представлена архитектурная графика Иофана, его многочисленные чертежи, рисунки и акварельные визуализации выполненных и оставшихся нереализованными проектов. Публикация стала возможна благодаря совместной исследовательской программе Государственного музея архитектуры (Москва) и издательства DOM publishers (Берлин) «Архитекторы и архитектурные памятники Советского Союза», которая стартовала еще в 2013 году. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+