18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Контуры великой утопии

Новая книга о Борисе Иофане наглядно демонстрирует, как на протяжении жизни менялись взгляды и методы «архитектора власти»

Чаще всего имя Бориса Иофана (1891–1976) вспоминают в связи лишь с двумя его главными проектами. Гигантский Дворец Советов должен был появиться на месте храма Христа Спасителя в центре Москвы, но, к счастью, так и остался на бумаге. Аккурат же напротив, через Москву-реку, по чертежам Иофана был выстроен знаменитый Дом на набережной (тот самый, из повести Юрия Трифонова) — элитный дом-коммуна с собственными фабрикой-кухней, клубом, прачечной, детским садом и кинотеатром, а также довольно зловещей репутацией среди москвичей: почти все его привилегированные жители подверглись репрессиям в 1930-е годы. 

Однако на счету Иофана было еще много чего: проекты павильонов СССР на всемирных выставках в Париже 1937 года (именно он служил постаментом статуи «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной) и в Нью-Йорке 1939-го, новые корпуса Тимирязевской академии в Москве, послевоенные проекты восстановления Сталинграда и Новороссийска, а также санаторий «Барвиха», где архитектор и скончался в преклонном возрасте.

Книга Марии Костюк «Борис Иофан. До и после Дворца Советов» фактически впервые предлагает всесторонний анализ творчества архитектора, не ограничиваясь разбором лишь хрестоматийных построек и проекта дворца — которому, разумеется, уделено особое внимание. Книга возникла в результате многолетнего изучения наследия ее главного героя. Еще в 2004 году Мария Костюк, ныне главный хранитель Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, защитила диссертацию на тему «Стилевая проблематика творчества архитектора Б.М.Иофана», а в 2012-м стала куратором выставки «Архитектор власти», приуроченной к 120-летию мастера. Автор подчеркивает, что архитектурный язык Иофана менялся на протяжении всей его творческой жизни, охватывающей без малого 60 лет: от небольших ранних работ в Италии до поздних проектов жилых домов 1960–1970-х. Начав с неоклассицизма и тяготения к ордеру, он предложил собственную версию монументального стиля 1930-х годов, в которой чувствовалось переосмысление тенденций авангарда в архитектуре.

Поздние работы Иофана отличаются новаторским по тем временам применением бетонных панелей в жилом строительстве.
Каждому периоду в творчестве Бориса Иофана посвящен самостоятельный раздел. В частности, главу о его итальянских проектах, прежде почти неизвестных в России, написала историк архитектуры и архитектор Федерика Патти. А еще в книге опубликована статья архитектора, профессора Миланского технического университета Алессандро де Маджистриса, в которой он излагает собственную версию истории замысла и конкурса по Дворцу Советов. По его мнению, это было «самое знаменитое событие в истории советской архитектуры» и архитектуры прошлого столетия в целом. Материалы по последнему периоду деятельности Бориса Иофана подготовлены при участии Елены Желудковой, заведующей научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XX–XXI веков Музея архитектуры. 

Все тексты продублированы на русском и английском языках. Отдельного упоминания заслуживает иллюстративная часть, которая занимает не менее трети издания. Впервые в такой полноте представлена архитектурная графика Иофана, его многочисленные чертежи, рисунки и акварельные визуализации выполненных и оставшихся нереализованными проектов. Публикация стала возможна благодаря совместной исследовательской программе Государственного музея архитектуры (Москва) и издательства DOM publishers (Берлин) «Архитекторы и архитектурные памятники Советского Союза», которая стартовала еще в 2013 году. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+