18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Приобрети, потом отдай — или продай

№78
Материал из газеты

Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали

Сопоставление книги об обучении музейному делу с книгой, посвященной изъятиям произведений из музейных коллекций, возможно, выглядит странно, но у этих работ гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Главная тема обоих изданий — формирование и развитие коллекций художественных музеев. В книге Салли Энн Данкан и Эндрю Макклеллана «Искусство кураторства: Пол Сакс и учебный курс музейного дела в Гарварде» говорится о навыках приобретения великих произведений искусства. А в труде Мартина Гаммона «Изъятие и связанное с этим недовольство: История критики» рассматривается выработка стандартов, по которым из коллекции могут изыматься произведения с целью улучшения ее качества. 

«Искусство кураторства» — всеобъемлющее исследование учебного курса по музейному делу, который в 1921–1948 годах в Художественном музее Фогга в Гарварде читал Пол Дж. Сакс, представитель семьи банкиров Голдман-Сакс. То было самое благоприятное время для подобной деятельности. Сакс предугадал необходимость профессионального образования руководителей музеев, приходящих на смену прежним любителям — плохо подготовленным, хотя и полным благих намерений. Он учил своих студентов согласовывать инструменты исторического исследования, провенанс (происхождение и бытование экспонатов), науку реставрации и консервации художественных произведений и их оценку на рынке. Те же самые навыки, впрочем, можно было применить и к отбору для изъятия из коллекции малозначительных произведений, которые были подарены или куплены при менее проницательных предшественниках.

Как раз подобные вопросы освещены в книге Мартина Гаммона, в прошлом представителя лондонского аукционного дома Bonhams в Нью-Йорке, а теперь музейного консультанта. Гаммон основывает свою работу на конкретных ситуациях, возникших главным образом в результате противоречий в изъятиях. Этот неологизм впервые появился в 1940-х годах и закрепился как юридический термин в 1970-х. Автор прослеживает происхождение музейных изъятий и рассматривает всевозможные спорные вопросы, с ними связанные. Попутно он проводит различие между британскими и американскими условиями. Мы обнаруживаем, в частности, что в Великобритании музейные предметы считаются предназначенными для «общественного блага», тогда как в США они рассматриваются как «публичный траст». 

   В более широком смысле исследователь убедительно доказывает, что изъятие не только законно, но и является весьма важным аспектом развития коллекций, особенно в Соединенных Штатах. Большинство музеев этой страны возникли из частных собраний, в которых небольшое число ценных предметов утопало в обилии подделок, неверно атрибутированных или второсортных произведений. По мере того как совершенствуются стандарты и приоритеты существующих коллекций, последующие поколения кураторов признают необходимость изъятия из музейных собраний второстепенных экспонатов ради приобретения более подходящих.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+