Ретроспективу Ивана Похитонова показывает Третьяковка к юбилею художника

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

В экспозиции представлены около сотни работ из коллекции музея и Отара Маргании, а также живопись Похитонова на фарфоре для Севрской мануфактуры

Иван Похитонов. «Прачки». 1894. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Похитонов. «Прачки». 1894.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В письме к Павлу Третьякову 1896 года Иван Похитонов (1850–1923) писал: «Как себе хотите, а я все-таки русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю после себя на родине». Основания для сожалений у автора письма имелись. Получив признание в Париже, он ощущал себя недооцененным на родине. Хотя Третьяков охотно покупал его пейзажи, с ним водили дружбу Иван Тургенев и Лев Толстой, а российские коллеги по цеху отзывались о нем с восхищением, он не стал кумиром для широкого зрителя. Лишь в 1963 году, через 40 лет после смерти Похитонова, в Третьяковке прошла его первая персональная выставка. Там же состоялась и следующая — в 2000 году. И вот новая ретроспектива, курируемая главным научным сотрудником музея Элеонорой Пастон, — теперь к 170-летию со дня рождения художника. Грустное его предсказание о незаметности «следа на родине» в итоге не сбылось. 

У Похитонова была бурная биография. Он родился в Херсонской губернии в офицерской семье. По семейной традиции его определили в кадетский корпус в Полтаве, который он самовольно покинул и поступил учиться в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве (ныне Тимирязевская). Оттуда его исключили за участие в кружке нигилиста Сергея Нечаева. Доучивался неудавшийся революционер в Одессе, на естественном отделении Новороссийского университета, однако агрономом тоже не стал. 

Иван Похитонов. «На юге России. Овцы на тырле». 1885. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Похитонов. «На юге России. Овцы на тырле». 1885.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

С детства мечтавший о поприще живописца, в 26 лет на свой страх и риск Похитонов отправился в Италию, затем во Францию — учиться на художника. Систематического образования так и не получил, но первые же показы его работ привлекли внимание парижской публики.

С самого начала ориентиром для него служила барбизонская школа, и он оставался ей верен до конца своих дней. Однако эпигоном никогда не был — современники отмечали яркую индивидуальность его живописи. А главным признаком картин Похитонова стал их размер — малый или вовсе миниатюрный. Иногда он переключался на портреты, не чурался и жанровых сцен, но главными для него оставались пейзажи настроения — французские, испанские, итальянские виды, малороссийские и белорусские. В начале 1900-х Похитонов даже приобрел усадьбу в местечке Жабовщизна Минской губернии, где думал осесть, однако вскоре вернулся в Западную Европу и на родине бывал лишь наездами. 

Похитонов не был новатором в живописи, но оставался ее верным служителем, что и акцентирует выставка около сотни работ из собрания ГТГ и коллекции Отара Маргании. Отдельного внимания заслуживает его ранняя, рубежа 1870–1880-х годов, живопись на фарфоре для Севрской мануфактуры. 

Государственная Третьяковская галерея
Иван Похитонов
До 9 февраля 2020

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+