18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенсационную выставку «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» представляет Еврейский музей

№77
Материал из газеты

Главная идея кураторов выставки — рассказать о Союзе молодежи как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения авангарда

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914», рассказывающая о первом в России официально зарегистрированном объединении художников-новаторов, среди участников которого были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов и многие другие представители русского авангарда, не столь известные публике. Летом этого года грандиозная экспозиция Союза молодежи в Государственном Русском музее стала настоящей сенсацией, а теперь она приезжает в Москву, хотя и в сокращенном виде. Общество художников «Союз молодежи» (в ранних записях именовалось также «Товарищество художников») возникло в Петербурге в конце 1909 года по инициативе художника Михаила Матюшина и мецената, знатока театра Левкия Жевержеева. Секретарем общества был Иосиф Школьник, первым председателем стал Эдуард Спандиков, а в январе 1913 года его сменил Жевержеев; деятельными его участниками были Ростислав Воинов, Владимир Марков (В.И.Матвей) и Савелий Шлейфер. Кстати, слово «молодежь» в названии не случайно: это действительно было объединение 20-летних.

Зимой 1909–1910 годов новое объединение решает вопросы об аренде мастерской, организации фонда и выставки, формировании устава. Официальная регистрация Союза молодежи состоялась 16 февраля 1910 года после утверждения устава общества со следующими целями: «ознакомление… с современными течениями в искусстве, развитие… эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью». Регулярную выставочную деятельность Союз молодежи вел до 1914 года, но в разных составах и с перерывами просуществовал до 1919 года. Неизменным оставался основной принцип союза — открытость новым воззрениям, людям и течениям. В результате символизм, неопримитивизм, кубизм и футуризм мирно сосуществовали на его выставках.

В деятельности Союза молодежи приняли участие свыше 80 художников, среди них Натан Альтман, Юрий Анненков, Варвара Бубнова, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Надежда Лермонтова, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Петр Митурич, Иван Пуни, Владимир Татлин, Николай Тырса, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Павел Филонов, Марк Шагал, Александра Экстер.

Пожалуй, самый важный вклад союза в развитие авангардного искусства в России (разумеется, кроме того, что основатели общества были первопроходцами) в том, что его деятельность способствовала консолидации художественных сил двух столиц. Кроме выставок общество занималось издательской деятельностью и театральными постановками. Но главное, что на выставочной площадке в Петербурге, предоставленной Союзом молодежи, были показаны молодые авангардисты во всем многообразии творческого поиска. Были и совместные акции москвичей и петербуржцев. Так, весной 1912 года в Москве состоялась сборная выставка участников Союза молодежи и объединения Михаила Ларионова «Ослиный хвост», а в начале 1913‑го появилось московское отделение союза, которое возглавил Казимир Малевич.

Казначей Левкий Жевержеев

Едва ли не за каждым громким проектом в истории художественных объединений в России рубежа XIX–ХХ веков стоит поддержка частного капитала. Издание журнала «Мир искусства» стало возможным благодаря финансовой помощи Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой; идейным вдохновителем и меценатом группы «Голубая роза» и символистского журнала «Золотое руно» был представитель финансово-промышленной династии Николай Рябушинский. Активная выставочная и издательская деятельность, проведение диспутов и даже театральные постановки Союза молодежи также были бы невозможны без участия Левкия Жевержеева. 

Он не только обеспечил материальную сторону дела (мастерская, материалы и прочее), но и принял активное участие в формировании идеологии союза, став его учредителем, казначеем и на определенном этапе председателем.
Сын богатого купца, поставщика церковных тканей и облачения, коллекционер и антиквар, а также большой любитель театра — так можно описать род занятий и круг интересов Жевержеева. Благодаря ему Союзу молодежи удалось устроить семь выставок: пять в Петербурге и две выездные — в Риге (1910) и в Москве (1912). Членам общества выдавались так называемые субсидии (никогда не возвращавшие­ся) и безвозвратные ссуды, иногородним экспонентам оплачивалась доставка произведений в Петербург, приглашенные участники диспутов и театральных постановок были на полном обеспечении общества, финансировавшего проезд, проживание, материалы и диапозитивы. Обязательным был гонорар лекторам, авторам сборников и спектаклей. Кроме того, Жевержеев предоставил в распоряжение общества Троицкий театр миниатюр, незадолго до того выстроенный им на участке, примыкавшем к его дому. Здесь проводились знаменитые диспуты, а также 

было реализовано несколько театральных постановок. Важно, что Жевержеев не только спонсор общества — оказались востребованными и его организаторские способности, и амбиции театрального импресарио. Жевержеев вовлек художников Союза молодежи в создание театральных постановок. Первым таким новаторским проектом было «Хоромное действие» (художественное оформление Александра Гауша, Михаила Ле-Дантю, Евгения Сагайдачного, Эдуарда Спандикова, Иосифа Школьника). 

Впрочем, именно спектакли, после которых начались разногласия Жевержеева с их участниками, стали последним проектом Союза молодежи, распавшегося в начале 1914 года.

«Победа над Солнцем»

Знаменитое явление художественного и театрального авангарда — футуристическая опера-буфф «Победа над Солнцем» (1913) тоже вышла из недр Союза молодежи. Автор постановки — в соавторстве с Алексеем Крученых — Михаил Матюшин написал также музыку (он был не только живописцем, но и профессиональным дирижером и скрипачом), а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. В декорациях зрители впервые увидели его «Черный квадрат». В декабре 1913 года на сцена арендованного Союзом молодежи театра «Луна-парк» в сценографии членов общества — Малевича, Школьника и Филонова — были осуществлены новаторские постановки Первого в мире театра футуристов: «Владимир Маяковский» (при участии автора, исполнившего главную роль, и в оформлении Ольги Розановой, Павла Филонова, Иосифа Школьника) и «Победа над Солнцем».

Пропаганда нового искусства 

В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз молодежи провел в Троицком театре в 1912–1913 годах серию из шести диспутов. Стоит ли говорить, что диспуты с участием братьев Бурлюков, Малевича и Маяковского проходили в заполненном до отказа зале, почти всегда заканчивались скандалом и получили бурный отклик аудитории и прессы. На выступлениях зачитывали выдержки из манифеста Союза молодежи, написанного Ольгой Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово „устой“, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». 

В апреле 1912-го Союз молодежи начал выпускать первое в России периодическое издание, посвященное современному искусству, — одноименный сборник «Союз молодежи». Общий тираж вышедших в 1912–1913 годах трех номеров составил 1,5 тыс. экземпляров. В них были напечатаны основополагающие статьи Маркова (В.И.Матвея) «Принципы нового искусства», Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания», а также тексты из современных европейских каталогов, переведенные на русский язык силами Союза молодежи.

Фонд 121

Русский музей располагает наиболее представительным собранием произведений художников — членов и экспонентов Союза молодежи. Документы общества, находившиеся у Спандикова и Жевержеева, сохранялись ими, вопреки изменившейся художественно-политической ситуации, на протяжении всех 1920-х годов, а затем были переданы в Русский музей и ныне находятся в отделе рукописей, образовав фонд Союза молодежи — Ф. 121. 

Еврейский музей и центр толерантности
Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914
24 октября 2019 – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+