18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусствовед судится с Русским музеем за Сомова

Искусствовед Павел Голубев подал иск к Русскому музею о защите чести и достоинства

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга началось рассмотрение иска Павла Голубева к Государственному Русскому музею по существу. Этот необычный судебный процесс, когда искусствовед защищает свои честь и достоинство от претензий музея, поднял проблему использования предметов, входящих в Музейный фонд РФ, частными лицами.

Как рассказал The Art Newspaper Russia сам Павел Голубев, поводом к подаче иска стало в том числе официальное письмо руководства Русского музея за подписью заместителя директора Евгении Петровой в адрес издательства «Новое литературное обозрение», которое сотрудничает с истцом и выпустило его книгу «Дама, снимающая маску». В этом письме, по мнению искусствоведа, госпожа Петрова позволила себе несправедливые и оскорбительные замечания в его адрес как автора вступительных статей, публикатора и комментатора двух томов дневников Константина Сомова, выпущенных издательством «Дмитрий Сечин» в 2017–2018 годах. На основании этих публикаций Голубев защитил диссертацию. Истец требует от Русского музея отказаться от распространенных утверждений и выплатить ему компенсацию морального вреда в сумме 100 тыс. руб.

В письме сказано, что Павел Голубев «в течение ряда лет вводил в заблуждение читателей, а потом и диссертационный совет МГУ, сообщая всюду, что основной источниковой базой его исследования и публикаций являются оригинальные рукописные материалы дневников К.А.Сомова из фонда художника в отделе рукописей Государственного Русского музея (далее — ОР ГРМ). В действительности он использовал машинописную копию дневников художника, созданную в 1970-е гг. в течение нескольких лет усилиями трех человек — сотрудников ОР ГРМ Ю.Н.Подкопаевой и А.Н.Свешниковой и племянником художника Е.С.Михайловым».

Машинописная копия была сделана для издания первой в Советском Союзе книги о творчестве художника — «Константин Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников», которая вышла в 1979 году. Слова о том, что он использовал машинописную копию, выполненную сотрудниками ГРМ, и вводил в заблуждение других людей, Павел Голубев счел оскорбительными и подал иск, а суд принял его к рассмотрению. Хотя эти слова и были высказаны в личной переписке, а не в публичном пространстве, что является главным критерием оскорбления по версии российского законодательства.

«Я не пользовался машинописью, потому что она имеет все те отрицательные качества, что и сама книга, — пояснил Павел Голубев. — Там многие вещи вырваны из контекста, цитаты смонтированы, не говоря уже о разных нестыковках, о некорректном переводе. Для своего издания я пользовался фотокопиями оригиналов дневников». Но на вопрос, откуда у него фотокопии оригиналов, искусствовед заявил, что не хочет об этом говорить.

Как рассказал нашей газете московский антиквар Игорь Рыков, именно у него Павел Голубев познакомился с машинописной копией дневников Сомова. В 2009 году Рыков обратился с письменной просьбой к руководству ГРМ и лично к Юлии Подкопаевой позволить ему поближе познакомиться с этой копией, чтобы уточнить провенанс некоторых приобретенных им работ Сомова. Коллекционер получил машинописную копию на определенный срок, и именно в то время у него работал Павел Голубев. «Голубев у меня выполнял работу литературного редактора, помогал в том числе разбирать машинописную копию дневников Сомова, — рассказал Игорь Рыков. — Однажды он попросил у меня разрешения сфотографировать ее. Я разрешил, Павел сделал фотографии, а я вскоре вернул копию в Петербург».

Голубев, в свою очередь, утверждает, что для издания дневников Сомова использовал фотографии оригиналов. С их расшифровками он приходил в архив ГРМ начиная с 2014 года, чтобы сверить текст с рукописью художника. Но дело в том, что получить фотокопии оригиналов архивных документов в ГРМ совсем не просто. По словам Нины Шабалиной, заведующей отделом рукописей (отдел имеет и статус архива, и подчиняется Росархиву в том числе), фотографию любого документа можно сделать, только заключив официальный договор с музеем. Самому снять фотоаппаратом или телефоном невозможно, за этим строго следят. Как рассказала Шабалина, за все время, пока дневники Константина Сомова находятся во владении музея (в 1950–1960-х годах весь архив художника его родственники и наследники передали в ГРМ), ни одного договора на их фотографирование заключено не было.

Серьезные сомнения в том, что господин Голубев использовал оригиналы дневников Сомова, вызывает у сотрудников ГРМ и тот факт, что в своем издании он использует записи с октября 1917 года, хотя Сомов вел дневники с середины 90-х годов XIX века. По мнению Нины Шабалиной, это произошло потому, что Игоря Рыкова интересовал более поздний период и он попросил у Юлии Подкопаевой машинописный текст с 1917 года.

«О том, что он, скорее всего, пользовался именно машинописной копией, говорит и тот факт, что в своей публикации он сделал забавную ошибку, — рассказала Нина Шабалина. — В первом томе его издания есть письмо от 17 января 1920 года, где упоминаются имена художников Виктора Замирайло и Гюстава Доре. В оригинале дневников Сомова имя Доре написано латиницей, а в машинописной копии, выполненной нашими сотрудниками, это имя написано русскими буквами: печатной машинки с латиницей в музее тогда не было. И Голубев тоже пишет имя Доре русскими буквами».

Еще одна претензия, высказанная в официальном письме руководства ГРМ в адрес Павла Голубева, которая тоже оспаривается в иске, состоит в том, что он не получил от музея разрешение на публикацию дневников, а «издательство Д.Е.Сечина проигнорировало этот факт и даже не удосужилось поставить copyright музея». Но, согласно российскому законодательству, исключительные авторские права, знаком чего является copyright, сохраняются у наследников или владельцев в течение 70 лет со дня смерти автора. Со дня смерти Константина Сомова прошло уже 80 лет, и ни у кого нет исключительных прав на его наследие.

«С точки зрения законодательства эти требования музея совершенно необоснованны, — считает Алексей Шпекторов, патентный поверенный РФ, управляющий партнер Legal Bright. — На Сомова теперь распространяются те же права, что и на Пушкина, и на Лермонтова. Хотя использование оригиналов предмета — другой вопрос. Оригиналы их владельцы могут предоставлять для копирования за деньги или на других условиях, а указывать, где хранится оригинал, — личное решение того, кто его публикует».

Есть и другая законодательная коллизия в этом вопросе. Согласно статье 36 «Публикация музейных предметов и музейных коллекций» Федерального закона № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций принадлежит музею. Павел Голубев в своих материалах, посвященных изданию дневников Сомова, неоднократно сообщал, что в первом издании дневников в 1979 году была опубликована совсем незначительная часть оригинальных текстов. Так, в «Вестнике ТвГУ» в серии «История» за 2014 год на странице 119 Павел Голубев пишет: «Собственно дневниковых записей в книгу вошло мало (по нашим подсчетам, они составляют приблизительно 5% опубликованных в ней материалов)». То есть фактически он признает, что впервые публикует значительную часть дневников художника. Но никакого договора с ГРМ или другого разрешения на эту публикацию ни у него лично, ни у издательства нет.

«На мой взгляд, есть определенные противоречия в законодательстве между авторским правом и законом о музейном фонде и музеях, — считает Алексей Шпекторов. — В законодательствах многих европейских государств есть куда более простые и эффективные положения. Хотите опубликовать какую-то картину из собрания Лувра? Платите определенный взнос и спокойно потом публикуете, где хотите. И никаких исков!»

Дзержинский районный суд продолжит рассмотрение этого дела.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+