18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От корзины до башни: путь инженера Шухова

№77
Материал из газеты

Музей архитектуры анонсировал выставку соавтора Киевского вокзала и ГМИИ им. А.С.Пушкина как «крупнейший показ творчества Шухова за последние 25 лет»

Талантливейший русский инженер Владимир Шухов (1853–1939) был автором многих изобретений, его вклад в развитие отечественной промышленности огромен, но и в культуру значителен. Музей архитектуры анонсировал его выставку как «крупнейший показ творчества Шухова за последние двадцать пять лет». И материала для такого показа собрано из музеев и архивов достаточно — на семь залов анфилады особняка на Воздвиженке. 

Самое известное его сооружение — Шуховская башня на Шаболовке, московская достопримечательность и памятник русского авангарда. Она по многим параметрам символ своего времени: от гиперболоидной формы, изобретенной Шуховым и отвечающей идеалам функционализма, до обстоятельств строительства (была задумана выше Эйфелевой, построена почти вдвое ниже — 160 м, но все равно была самой высокой в стране; металл был использован плохого качества, во время строительства в 1921 году случилось обрушение, за что Шухов был обвинен в саботаже и приговорен к расстрелу, но по окончании работ прощен. 

Впервые примененные Шуховым гиперболоидные конструкции и сетчатые перекрытия — центральный сюжет выставки. Гиперболоидные конструкции, идею которых инженеру подсказали плетеные корзины, показаны в развитии — от первой башни на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде до радиобашни на Шаболовке, а всего их по шуховским проектам было создано 40. Сводчатые конструкции подробно рассмотрены на примере цеха металлургического завода в Выксе (работа 1897 года).

Отдельная тема — вклад Шухова в развитие российской нефтяной промышленности. В 1897 году он руководил строительством первого в стране нефтепровода от места добычи до Баку. Придумал цилиндрические резервуары для хранения нефти, впервые разработал установку для крекинга. Стальные нефтеналивные баржи тоже его изобретение.

В экспозицию включены также проектные материалы, чертежи, макеты, фотографии. Кое-что показано впервые.

собенность конструкций Шухова — их эстетичность. «Что красиво смотрится, то прочно», — говорил он. Функционализм, требующий слияния формы и функции, у истоков которого стоял Шухов, развивается до наших дней — этому развитию посвящен заключительный раздел выставки. Он демонстрирует пространственные конструкции и сводчатые перекрытия в современной архитектуре. «Шухов. Формула архитектуры» — международный проект, в нем приняли участие немецкие и швейцарская институции.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Шухов. Формула архитектуры 
22 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+