18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рембрандт: вечная инвентаризация

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

4 октября исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате Эрмитаж отреставрировал и показывает «Падение Амана», а хранитель голландской живописи Ирина Соколова рассказала нам об особенностях изучения творчества гениального живописца

Ирина Соколова, главный хранитель голландской коллекции Государственного Эрмитажа. Фото: Эрмитаж
Ирина Соколова, главный хранитель голландской коллекции Государственного Эрмитажа.
Фото: Эрмитаж

В годовщину смерти великого лейденца Эрмитаж проводит выставку «„Падение Амана“. Картина Рембрандта в зеркале времени». Это своего рода оммаж одному-единственному произведению. Впрочем, упомянутое полотно — лишь пример, отсылающий к богатому собранию голландского искусства: 255 лет назад произведения Рембрандта, а также Рубенса, Халса, Йорданса, ван Дейка и других живописцев голландско-фламандской школы из собрания Иоганна Эрнеста Гоцковского составили первую в России музейную коллекцию.

Насколько голландская коллекция Эрмитажа сопоставима с аналогичными европейскими собраниями? 

В 2017 году, когда в Амстердаме открылась выставка «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей», мы еще раз убедились в том, что наша коллекция пользуется огромным интересом и коллег, и зрителей. Представляете, каково было ехать с ней в Голландию? Это как в Тулу со своим самоваром! Но количество посетителей нашей выставки побило все рекорды посещаемости Эрмитажа на Амстеле (музей на реке Амстел в Амстердаме в 2009 году стал филиалом Эрмитажа. — TANR). Коллекция очень высокого уровня, особенно если учесть, как она пострадала во время распродаж 1920–1930-х. Сейчас это более 1,5 тыс. работ голландских мастеров XVII–XVIII веков. В мире мало музеев, которые владеют такого уровня коллекциями.

Сколько всего работ Рембрандта в Эрмитаже? 

В XVIII веке считалось, что Екатерина II владела 59 картинами Рембрандта. Потому что тогда многие работы его учеников шли под именем мастера. Ведь Рембрандт был не только выдающимся живописцем и графиком, но и замечательным учителем. Преподавать он начал очень рано, в 1620-х годах в Лейдене, и его первый ученик, Герард Дау, был всего на семь лет младше наставника. А самый поздний, Арент де Гелдер, учился в 1660-х. Всего в мастерской Рембрандта было воспитано почти 50 живописцев. Они перенимали манеру учителя, начинали как подражатели, потом шли своим путем. Только в XIX, и особенно в XX веке, когда начались серьезные исследования его творчества, авторство многих полотен пересмотрели. Оказалось, что среди «картин Рембрандта» много работ его учеников — и в Эрмитаже, и во всех музеях мира. Правда, теперь идет обратный процесс…

Рерембрандтизация?

Да, потому что оказалось: не только исследования живописной поверхности, но и материалы, происхождение, пребывание картины в различных собраниях — все это играет огромную роль в атрибуции его полотен. Первые суждения команды рембрандтовского проекта (Rembrandt Research Project, группа ученых, образованная в 1968 году для исследования творческого наследия Рембрандта с целью проверки подлинности картин, которые ему приписывались. — TANR) были довольно категоричными. В первом и втором томах A Corpus of Rembrandt Paintings, фактически каталога-резоне Рембрандта, высказывались серьезные сомнения и насчет некоторых картин из собрания Эрмитажа. Но уже в последующих томах этим полотнам было возвращено авторство мастера. Процесс изучения живописи вообще бесконечен. 

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Флора». Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Флора».
Фото: Государственный Эрмитаж

Разве Рембрандт не ставил подписи на свои работы?

Конечно, ставил. Но он мог поставить свою подпись и на работу ученика, если считал, что она достаточно хороша. Известно, что он нередко исправлял и даже дописывал картины своих учеников…

Значит, цифра 23, о которой сообщает сайт Эрмитажа, не окончательная?

У нас действительно 23 живописных полотна, но процесс изучения продолжается и сомнения остаются. Хотя я считаю, что все эти работы — Рембрандт, потому что без него они бы не появились на свет. Например, одна из картин, которую мы представляем в этом году на выставке, в XVIII–XIX веках считалась произведением Рембрандта, позже эксперты решили, что она относится к работам его школы, и ее практически забыли. Маленькая очаровательная картина изображает молодую женщину, стоящую перед зеркалом. До конца XIX века она считалась парной к рембрандтовской «Женщине, примеряющей серьги», их даже выставляли в Императорском Эрмитаже рядом. Мы к выставке ее отреставрировали, сняли толстый слой грязного желтого лака, старые реставрационные ретуши — и случилось новое открытие: под записями обнаружились подпись Фердинанда Бола, ученика Рембрандта, и дата — 1641 год. Кстати, в Копенгагене находится такая же работа, написанная фламандским художником, — по всей видимости, копия эрмитажной. Так что процесс познания вселенной по имени Рембрандт необыкновенно захватывающий, сложный, и сразу делать категорические выводы не стоит.

Графики Рембрандта много в Эрмитаже? 

Да, в 2006 году в Эрмитаже прошла целая выставка его офортов. В собрании также немало гравюр по его картинам. Авторских рисунков немного, но есть. 

Как сейчас себя чувствует «Даная»?

В последние годы картина в стабильном состоянии, за ней ведется постоянное наблюдение. 

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Снятие с креста». 1634. Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Снятие с креста». 1634.
Фото: Государственный Эрмитаж

В России в частных коллекциях есть Рембрандт?

Об этом не слышала, но работы его школы есть. Хотя почти все коллекционеры считают, что уж у них-то точно Рембрандт!

Видели эти работы?

Только слышала. Владельцы не торопятся приглашать к себе экспертов, но мне это интересно как историку искусства, я не участник антикварного рынка. Российские владельцы ни разу не обращались в Эрмитаж, не предлагали свои работы на выставки. Это и понятно: кому же захочется расстаться с иллюзией, что в его собрании находится полотно великого голландца?!..

Вы готовите полный каталог голландской живописи, два тома уже вышли. Сколько будет всего?

Такого каталога никогда в России не было. Сейчас готовятся третий и четвертый тома, где будут опубликованы произведения Рембрандта и художников его школы. До революции каталог голландцев составлял Андрей Иванович Сомов, в него входило около 600 работ. После революции в Эрмитаж хлынул поток произведений из частных собраний, со всяких складов. Но у сотрудников музея просто не было сил и условий для обработки этого гигантского материала. Тем более что многие вещи шли тогда как работы неизвестных авторов.

Но в каталогах Эрмитажа всегда есть голландская живопись!

Конечно, без нее невозможно представить себе ни один каталог нашей коллекции. Но даже в каталоге западноевропейской живописи в 1980-е годы голландским мастерам уделили совсем немного места. Сейчас мы можем изучать архивы и коллекции всех музеев мира. Я взяла на себя составление этого каталога, хотя понимаю, что достичь идеала невозможно. Мне удалось определить авторство десятков и даже сотен картин, которые прежде считались анонимными. Очень помогло знаменитое бюро историко-художественной информации в Гааге, где я занималась десятилетиями. Наш каталог войдет в научный обиход и России, и всего мира. Надеюсь, что к началу 2021 года рукопись будет завершена. Но работа над творчеством Рембрандта, на мой взгляд, завершится не скоро: невозможно поставить точку в изучении гения…  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+