18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Родные «Пенаты» Ильи Репина празднуют юбилей

№77
Материал из газеты

Усадьба Ильи Репина «Пенаты» под Петербургом, один из главных адресов в биографии художника, 80 лет назад стала музеем

Знаменитый художник стал одним из «хедлайнеров» в 2019 году — не столько по причине полукруглой даты, 175-летия со дня рождения, сколько из-за фундаментальной ретроспективной выставки, уже завершившейся в Третьяковке и ожидаемой в Русском музее. Очередная волна интереса к этой фигуре заставляет вспомнить о месте, где Репина чтут постоянно, невзирая на конъюнктуру.

«Впервые идея открыть музей в „Пенатах“ возникла у Натальи Нордман, второй жены Ильи Ефимовича, еще в начале XX века, — рассказывает Татьяна Бородина, заведующая музеем-усадьбой. — Она в своем завещании писала, что после смерти художника хотела бы видеть здесь его музей». 

Усадьбу в поселке Куоккала Репин приобрел в 1899 году, жительствовал здесь с 1903-го, а окончательно обосновался в 1908-м. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. Репин сам сделал эскиз фигур этих богов, чьи изображения посетители музея и сегодня могут видеть на воротах в парк. Первоначально жилой дом был совсем небольшим, одноэтажным. В 1905 году его перестроили — возвели второй этаж. Чтобы в мастерских было побольше света, Илья Ефимович решил установить стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Стаценко. Вскоре мастерские и другие комнаты получили стеклянные крыши-пирамиды. На первом этаже разместились скульптурная мастерская и жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная, столовая и веранда. На втором — летняя и зимняя мастерские. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен. В 1918 году Карельский перешеек отошел к Финляндии, за границу к Репину из Советской России приезжали друзья и коллеги-художники. После его смерти значительная часть художественного наследия и архивы оставались в «Пенатах», где до 1939 года жили его старшая дочь Вера и единственный сын Юрий, тоже ставший художником. Потом они уехали в Финляндию, оставив практически все имущество, а Куоккала, как и весь Карельский перешеек, стала частью СССР.

Вскоре было принято решение об открытии в усадьбе музея Репина как филиала Академии художеств; первых посетителей он принял 18 июня 1940 года. Летом 1941-го коллекцию нового музея перевезли в Академию художеств, и это спасло наследие художника от уничтожения: в годы войны в «Пенатах» располагался штаб финской армии, и советская артиллерия вела по нему прицельный огонь. Усадьба сгорела, сохранилась лишь могила Репина. Музей вновь открылся только 24 июля 1962 года.

Основу коллекции музея-усадьбы «Пенаты» составляют работы Ильи Ефимовича, его учеников, включая сына Юрия, а также мемориальные предметы. «В наших фондах хранятся работы Репина, с самых ранних до последних, — рассказывает Татьяна Бородина. — Например, у нас есть его последний автопортрет 1920 года. А еще великолепная коллекция графики, мы показываем ее на юбилейной выставке, которая продлится до 28 октября. Покажем эскиз к „Государственному совету“, портрет Малявина, несколько поздних вещей, которые очень ценятся». 

Сейчас «Пенаты» являются памятником культурно-исторического наследия федерального значения и входят в охранный список ЮНЕСКО как часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+