«Героический монумент» Владимира Янкилевского показывают в МАММ

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Камерный проект представляет десять работ из частных коллекций и собрания семьи художника

Владимир Янкилевский. «Автопортрет». 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Владимир Янкилевский. «Автопортрет». 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Каждая выставка Владимира Янкилевского (1938–2018), будь то его крупная ретроспектива, которая прошла год назад и до которой художник чуть-чуть не успел дожить, или камерная, как нынешняя в Мультимедиа Арт Музее, представляющая десять работ (живопись, графика, объекты) из частных коллекций и собрания семьи художника, несомненно, событие. Янкилевский — один из столпов советского неофициального искусства, участник скандальной выставки «30 лет МОСХа» в 1962 году, новатор, одним из первых в отечественном искусстве начавший использовать в своих работах предметы из реального мира, как в своей знаменитой инсталляции «Дверь» (1972). Одни считают Янкилевского родоначальником московского концептуализма, другие эпическим экспрессионистом, работавшим большими сериями триптихов и пентаптихов, третьи — сюрреалистом и эзотериком, творцом визуальных символов. Сам художник так говорил о себе: «То, что я делаю в абстрактных вещах, — это всегда скрытая человечность. Есть внутренний человек, и есть человек внешний, одежда очень меняет его облик. Абстрактные образы — это внутренний человек, а фигуративные — внешний». Если же обобщить кредо художника, то оно объединено двумя важными для него темами — место человека во Вселенной, взаимодействие женского и мужского начала в мире, а также драма маленького человека с его ограниченным пространством существования на фоне вечности. Теме универсального пространства посвящен большой цикл композиций 1960-х годов «Пространство переживаний», а теме «маленького человека — «Экзистенциальные ящики», начатый в 1970-е годы, об ограниченном пространстве существования человека, его мечтах о лучшей жизни и табу, которые навязывает социальная среда. Эти темы в полной мере отражены и в работах Янкилевского 1990‑х — начала 2000‑х, собранных на этой выставке. В таких как «Саркофаг» (1996) из цикла «Люди в ящиках», «Бытие и вечность» (1997), «Писатель» (1989) из цикла «Люди в ящиках», «Героический монумент» (1991), «Потеря ориентации» (2015). 

Владимир Янкилевский. «Бытие и вечность». 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Владимир Янкилевский. «Бытие и вечность». 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Янкилевский. Героический монумент
18 сентября – 13 ноября
www.mamm-mdf.ru

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+