«Героический монумент» Владимира Янкилевского показывают в МАММ

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Камерный проект представляет десять работ из частных коллекций и собрания семьи художника

Владимир Янкилевский. «Автопортрет». 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Владимир Янкилевский. «Автопортрет». 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Каждая выставка Владимира Янкилевского (1938–2018), будь то его крупная ретроспектива, которая прошла год назад и до которой художник чуть-чуть не успел дожить, или камерная, как нынешняя в Мультимедиа Арт Музее, представляющая десять работ (живопись, графика, объекты) из частных коллекций и собрания семьи художника, несомненно, событие. Янкилевский — один из столпов советского неофициального искусства, участник скандальной выставки «30 лет МОСХа» в 1962 году, новатор, одним из первых в отечественном искусстве начавший использовать в своих работах предметы из реального мира, как в своей знаменитой инсталляции «Дверь» (1972). Одни считают Янкилевского родоначальником московского концептуализма, другие эпическим экспрессионистом, работавшим большими сериями триптихов и пентаптихов, третьи — сюрреалистом и эзотериком, творцом визуальных символов. Сам художник так говорил о себе: «То, что я делаю в абстрактных вещах, — это всегда скрытая человечность. Есть внутренний человек, и есть человек внешний, одежда очень меняет его облик. Абстрактные образы — это внутренний человек, а фигуративные — внешний». Если же обобщить кредо художника, то оно объединено двумя важными для него темами — место человека во Вселенной, взаимодействие женского и мужского начала в мире, а также драма маленького человека с его ограниченным пространством существования на фоне вечности. Теме универсального пространства посвящен большой цикл композиций 1960-х годов «Пространство переживаний», а теме «маленького человека — «Экзистенциальные ящики», начатый в 1970-е годы, об ограниченном пространстве существования человека, его мечтах о лучшей жизни и табу, которые навязывает социальная среда. Эти темы в полной мере отражены и в работах Янкилевского 1990‑х — начала 2000‑х, собранных на этой выставке. В таких как «Саркофаг» (1996) из цикла «Люди в ящиках», «Бытие и вечность» (1997), «Писатель» (1989) из цикла «Люди в ящиках», «Героический монумент» (1991), «Потеря ориентации» (2015). 

Владимир Янкилевский. «Бытие и вечность». 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Владимир Янкилевский. «Бытие и вечность». 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Владимир Янкилевский. Героический монумент
18 сентября – 13 ноября
www.mamm-mdf.ru

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+