Большая ретроспектива Владимира Янкилевского открывается в МMOMA

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Последний модернист, говоривший с вечностью

Владимир Янкилевский. Из цикла «Автопортреты». 1999. Фото: Московский музей современного искусства
Владимир Янкилевский. Из цикла «Автопортреты». 1999.
Фото: Московский музей современного искусства

Владимир Янкилевский (1938–2018) совсем чуть-чуть не дожил до своей большой ретроспективы. И следует сказать, что он — один из немногих русских художников, кто умер в славе и почете. За его работами гонялись коллекционеры и музейщики, журналисты брали у него интервью, выказывая крайнюю степень почтения и уважения. 

В 1962 году, когда Никита Хрущев устроил погром независимых художников в Манеже, он особо изгалялся перед работами Янкилевского, которому было всего 24 года. И сегодня, если смотреть ретроспективно, оказывается, что уже тогда, в начале 1960-х, Янкилевский точно знал, что будет делать в последующие десятилетия. Поэтому куратору Ольге Турчиной оставалось лишь собрать спланированную художником инсталляцию в единое целое в соответствии с точно обозначенными мастером линиями творчества. Сложность была только в одном — привезти в Москву вещи, разбросанные по музеям и коллекциям всего мира. 

Владимир Янкилевский. «В пустом городе». 2008. Фото: Московский музей современного искусства
Владимир Янкилевский. «В пустом городе». 2008.
Фото: Московский музей современного искусства

Что же касается знаменитого выступления Хрущева, известного «художественного критика», то он подсказал Владимиру Янкилевскому очень сильный прием. Перед одной работой генсек ехидно закричал: «Дырка!» Тогда это было просто черное пятно на живописной плоскости, но вскоре в работах Янкилевского появились настоящие разрывы картинной плоскости, за которыми открывались виды на новые пространства. В 1972 году дельный совет Хрущева привел к появлению «Двери», первой в нашем искусстве инсталляции, в которой использовались реди-мейды, предметы из реального мира. 

А вот саму хрущевскую истерику художник пропустил мимо ушей, поскольку в этот момент рассматривал свою собственную колоссальную работу, первый из трех созданных им пентаптихов, шестиметровую «Атомную станцию». В полном сборе свое творение он тогда еще не видел, поскольку работал над каждой частью в крохотной каморке, а общий замысел держал в голове. 

Владимир Янкилевский. «Посвящение Пьеро делла Франческе, III». 1999. Из цикла «Женщина у моря». Фото: Московский музей современного искусства
Владимир Янкилевский. «Посвящение Пьеро делла Франческе, III». 1999. Из цикла «Женщина у моря».
Фото: Московский музей современного искусства

И в дальнейшем Янкилевский столь же величественно не обращал особого внимания на государственное давление. Художника и мыслителя занимали гораздо более важные темы, которые звучат как названия философских трактатов. «Вся непостижимость бытия» (так называется и выставка в ММОМА), «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Иллюзия свободы» — это заглавия разделов выставки. В работах, связанных с тем, что сейчас называют «гендерной проблематикой», Янкилевский достиг такого пафоса, что его никто так и не обвинил в порнографии, поскольку даже люди непросвещенные понимали, что речь идет о фундаментальных основах бытия. Даже когда обнаружилось его прямое родство с очень почитаемым хасидским ребе, Янкилевский отметил, что его «„еврейскость“ не этнографическая, а „космическая“».

Особых лишений при советской власти он не испытывал. Делал иллюстрации для журнала «Знание — сила», культового органа самых модных людей эпохи хрущевской оттепели, физиков-лириков. В этом журнале старались непонятное сделать понятным, поэтому спокойно помещали на обложку абстрактную композицию Янкилевского и устраивали его однодневные выставки в домах культуры своих суперсекретных институтов. В сущности, и в иллюстрациях журнала, и в научно-популярных статьях там речь шла об одном и том же — о месте человека во Вселенной. Именно поэтому и можно считать Владимира Янкилевского последним модернистом. В отличие, например, от Ильи Кабакова, друга, соседа и собеседника, который категорически избегал говорить о вечности.  

Московский музей современного искусства
Владимир Янкилевский. Ретроспектива
1 марта – 29 апреля

Материалы по теме:
Умер Владимир Янкилевский
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+