18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев

Выставка «„Русский Йорданс“. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», где впервые представлены практически все работы художника и его мастерской из музеев страны, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Основную лепту в экспозицию внесли сам Пушкинский музей и Эрмитаж, где эта выставка прошла весной. В Москве показывают на одну работу меньше: «Бобовый король» остался в Петербурге из соображений сохранности. Также на выставке можно увидеть картины из собраний региональных музеев, до того мало известные не только широкой публике, но и специалистам.

Из Екатеринбургского музея изобразительных искусств приехало полотно «Мелеагр и Аталанта». Прежде его считали репликой картины 1618 года из Антверпена, но при реставрации и подготовке к выставке в 2013 году на нем нашли автограф и переатрибутировали как оригинал работы Йорданса — и даже, возможно, ее первый вариант. Это полотно было передано из Эрмитажа в Екатеринбург в 1949 году. Из Нижегородского государственного художественного музея прибыли «Христос и самаритянка», а Пермская государственная художественная галерея предоставила «Пир короля» (реплику «Бобового короля») и «Павла и Варнаву в Листре».

Впервые широкая публика может увидеть полотно «Оплакивание Христа» мастерской Йорданса, которое находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры и не покидало его с 1794 года. Это самая крупная работа на выставке, и, глядя на нее, нетрудно догадаться, что именно из-за внушительности Екатерина Великая предпочла преподнести ее петербургскому храму, где произведение западного автора стало служить в качестве православного молельного образа. Показательный факт: то, что работа создана Йордансом, а не Рубенсом и изображает «Оплакивание Христа», а не «Снятие с креста», было установлено лишь в XXI веке, что вернуло картину в научный оборот. Предыдущие публикации этого изображения можно найти только в дореволюционных путеводителях по лавре.

Всего в двух залах ГМИИ представлено 18 картин кисти Йорданса и его мастерской, а также 31 рисунок.

Вслед за выставкой коллекции Щукина, только что завершившейся в Пушкинском музее, зритель получил возможность взглянуть на иной путь пополнения собраний наших музеев. Большинство представленных работ Йорданса оказались в России уже во второй половине XVIII века как приобретения императрицы Екатерины II. Русские Йордансы происходят из собраний Роберта Уолпола, Пьера Кроза, а также из коллекций Эрнеста Гоцковского и Генриха фон Брюля.

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
17 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+