18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Праздник Якоба Йорданса в Эрмитаже: да здравствует бобовый король!

№70
Материал из газеты

В Петербург привезли работы знаменитого фламандца — из Москвы, Нижнего, Екатеринбурга и Перми

Главный после Рубенса художник Антверпена и всего фламандского барокко не нуждается в круглых датах. Эрмитаж показывает свой корпус Якоба Йорданса (1593–1678) из восьми картин и двух работ из мастерской художника. Они дополнены еще тремя из ГМИИ им. Пушкина и полотнами из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми.

Главными считаются эрмитажные «Бобовый король» (1638) и «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615). На более ранней картине 22-летний Йорданс изобразил девятерых ближайших родственников и себя (на левом фланге). Картина попала в Эрмитаж в составе купленной Екатериной II коллекции Роберта Уолпола и считалась портретом Питера Пауля Рубенса и его семьи. Но совпадение — восемь детей — чисто количественное, у Рубенса они были от двух жен. В рукописном каталоге Эрмитажа в 1797 году указано правильно: «Семья Йорданса», но окончательно эта версия была признана в середине ХХ века.

Через 23 года художник снова изображает родню, но уже в сложной аллегорической композиции. В День Трех волхвов (6 января) во Фландрии готовили пирог, в который запекался боб. Тот, кому повезло получить кусок с ним, объявлялся королем праздника. Предусмотрительный Йорданс сделал королем Адама ван Норта, своего учителя и тестя, а королевой — свою дочь Елизавету. Не забыл художник и про себя. Теперь это не скромный юноша с мечтательным взглядом на мир, а зрелый муж в центре картины с кубком в высоко поднятой руке. Одним словом, жизнь удалась!

Поздний «Портрет старика», изображающий бюргера на фоне красной драпировки и античной архитектуры, все на ту же тему преуспевания. «Семейный портрет» — дань моде в изображении заказчиков в виде античных богов. 

ГМИИ прислал три картины: «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622), «Одиссей в пещере Полифема» (ок. 1635) и «Бегство в Египет» (1640). Голосуем за смелого Одиссея: картина Йорданса стала популярной иллюстрацией к древнему мифу.  

Государственный Эрмитаж
Якоб Йорданс в музеях России
2 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+