18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Праздник Якоба Йорданса в Эрмитаже: да здравствует бобовый король!

№70
Материал из газеты

В Петербург привезли работы знаменитого фламандца — из Москвы, Нижнего, Екатеринбурга и Перми

Главный после Рубенса художник Антверпена и всего фламандского барокко не нуждается в круглых датах. Эрмитаж показывает свой корпус Якоба Йорданса (1593–1678) из восьми картин и двух работ из мастерской художника. Они дополнены еще тремя из ГМИИ им. Пушкина и полотнами из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми.

Главными считаются эрмитажные «Бобовый король» (1638) и «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615). На более ранней картине 22-летний Йорданс изобразил девятерых ближайших родственников и себя (на левом фланге). Картина попала в Эрмитаж в составе купленной Екатериной II коллекции Роберта Уолпола и считалась портретом Питера Пауля Рубенса и его семьи. Но совпадение — восемь детей — чисто количественное, у Рубенса они были от двух жен. В рукописном каталоге Эрмитажа в 1797 году указано правильно: «Семья Йорданса», но окончательно эта версия была признана в середине ХХ века.

Через 23 года художник снова изображает родню, но уже в сложной аллегорической композиции. В День Трех волхвов (6 января) во Фландрии готовили пирог, в который запекался боб. Тот, кому повезло получить кусок с ним, объявлялся королем праздника. Предусмотрительный Йорданс сделал королем Адама ван Норта, своего учителя и тестя, а королевой — свою дочь Елизавету. Не забыл художник и про себя. Теперь это не скромный юноша с мечтательным взглядом на мир, а зрелый муж в центре картины с кубком в высоко поднятой руке. Одним словом, жизнь удалась!

Поздний «Портрет старика», изображающий бюргера на фоне красной драпировки и античной архитектуры, все на ту же тему преуспевания. «Семейный портрет» — дань моде в изображении заказчиков в виде античных богов. 

ГМИИ прислал три картины: «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622), «Одиссей в пещере Полифема» (ок. 1635) и «Бегство в Египет» (1640). Голосуем за смелого Одиссея: картина Йорданса стала популярной иллюстрацией к древнему мифу.  

Государственный Эрмитаж
Якоб Йорданс в музеях России
2 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+