Cosmoscow 2019: опять перестройка?

В архитектурном решении пространства седьмого выпуска московской ярмарки современного искусства использованы строительные леса — как образ роста и трансформации

Стано Филко. ALTRUISTADSEIQ 5. 4.3.D. (EGO Balloon). 2005. Фото: Galerie Emanuel Layr, Vienna/ Rome, Linea Collection, Bratislava
Стано Филко. ALTRUISTADSEIQ 5. 4.3.D. (EGO Balloon). 2005.
Фото: Galerie Emanuel Layr, Vienna/ Rome, Linea Collection, Bratislava

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в седьмой раз, в Гостином Дворе с 6 по 8 сентября. В этом году организаторам удалось сохранить значительное по московским меркам число участников, впервые достигнутое в прошлом году, — 70 галерей. Среди них немало зарубежных, в том числе австрийская Georg Kargl Fine Arts, Giorgio Persano из Италии, Galerie Frank Elbaz из Франции (привезет в Москву в том числе работы Дмитрия Пригова), немецкая Peres Projects и эстонская Temnikova & Kasela. Многие галеристы участвуют в Cosmoscow не первый раз, а значит, довольны результатами прошлых ярмарок.

Шейла Метцнер. «Поцелуй». Фото: The Lumiere Brothers Center
Шейла Метцнер. «Поцелуй».
Фото: The Lumiere Brothers Center

Как рассказала основатель и идейный вдохновитель Cosmoscow Маргарита Пушкина, суммарная выручка участников в 2018 году составила €1,3 млн, что на 6,7% больше, чем в 2017-м. Всего за четыре дня работы ярмарку посетило 19 тыс. человек. Кроме того, она привела любопытные данные исследования, проведенного вместе с аналитическим проектом InArt: среднее значение суммы продаж составило €21,5 тыс., но 14 галерей продали на сумму, превышающую €30 тыс. Это полностью совпадает с впечатлениями от прошлогодней ярмарки, где заметно превалировало молодое искусство как раз по таким ценам — €20–30 тыс. 

Организаторы ярмарки уже шесть лет подряд (Cosmoscow была основана в 2010 году, но перезапуск состоялся в сентябре 2014-го, и с тех пор мероприятие проходит ежегодно) делают все возможное для того, чтобы улучшить показатели — по количеству участников, продажам и насыщенности программы. Так, в прошлом году ярмарка обзавелась сразу тремя новыми секциями: Editions для галерей тиражного искусства, Design для тех, кто специализируется на коллекционном дизайне, и Frame для участников, отказавшихся от привычного формата постоянно действующей выставочной площадки. 

Александр Николя. BB KARL. Фото: Artelli Gallery
Александр Николя. BB KARL.
Фото: Artelli Gallery

В этом году тоже обещают много нового. Например, у Cosmoscow появился арт-директор (по образцу крупных международных ярмарок). Эта должность досталась Саймону Рису, куратору проектов, связанных с посткоммунистической Европой, бывшему программному директору (2011–2013) музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK в Вене. Рис будет осуществлять общее художественное руководство ярмаркой, а также разрабатывать и развивать основную и образовательную программы. Кстати, приглашенной звездой Cosmoscow Talks станет один из лидеров итальянского художественного движения арте повера Микеланджело Пистолетто, его привезет туринская галерея Giorgio Persano.

В этом году на ярмарке Cosmoscow чествуют как раз Италию. Одна из секций ярмарки с говорящим названием Focus каждый год посвящена галереям какой-либо страны, и, вслед за норвежцами и бельгийцами, в 2019-м пришла очередь итальянских галерей. Между тем они в Москве показывают работы российских художников (почти парадокс).

Андрей Монастырский. «Без названия» из серии «Коллажи». 2019. Фото: Shaltai Editio
Андрей Монастырский. «Без названия» из серии «Коллажи». 2019.
Фото: Shaltai Editio

Впервые в ярмарке Cosmoscow участвует Музей современного искусства «Гараж», разу­меется не в коммерческой секции галерей, а среди спецпроектов. На его стенде можно увидеть материалы из архива Влада Мамышева-Монро, которому осенью исполнилось бы 50 лет. Таким образом музей презентует онлайн-платформу RAAN (сеть архивов российского искусства), а также сайт, созданный фондом художника. Подробнее об этом расскажет куратор архива «Гаража» Саша Обухова на Cosmoscow Talks. 

Маргарита Пушкина, основатель, директор ярмарки Cosmoscow
Маргарита Пушкина, основатель, директор ярмарки Cosmoscow
Справка

Маргарита Пушкина
Основатель, директор ярмарки Cosmoscow

Год от года мы активно укрепляем международную составляющую проекта. В 2019 году, помимо российских галерей, на ярмарке представлены участники из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США, Франции и других стран. Мы сделали еще несколько важных шагов в этом направлении. Новым арт-директором Cosmoscow стал Саймон Рис, а куратором нашего аукциона Off White, собравшего в июне этого года €104 тыс., выступил Николаус Шафхаузен (бывший куратор Кунстхалле в Вене). За последние два года самостоятельной жизнью зажил фонд Cosmoscow. На сегодняшний день у него за плечами уже целый ряд достижений, которые могут служить поводом для гордости. Благодаря фонду теперь в собрании Третьяковской галереи находятся работы Андрея Кузькина, а коллекция Пушкинского музея пополнилась работами Таус Махачевой. Работа Таус под названием «Кольцевая», созданная в прошлом году в рамках проекта «Художник года» Cosmoscow, недавно приняла участие в 12-й Каунасской биеннале. 

Я очень рада тому, что в этом году, помимо сильной галерейной программы, «Музеем года» Cosmoscow стал Московский музей современного искусства, отмечающий 20-летний юбилей. Мы сотрудничаем с 2015 года. На этот раз акцент сделан на пополнение коллекции музея, которое будет происходить из двух источников. Один из них — ежегодный дар фонда Cosmoscow. Второй источник — государственные закупки этого года в фонды музея у галерей — участницCosmoscow.

одготовлена очень интересная образовательная программа Cosmoscow Talks. В ней примет участие, например, легендарный итальянский художник Микеланджело Пистолетто. Для детей открыта детская площадка Cosmoscow Kids by MMOMA Kids. Фонд Cosmoscow представит целый ряд арт-проектов, созданных специально к ярмарке. К их числу относятся проекты «Художника года» — дуэта «МишМаш», «Институции года» — ЦСИ «Заря» и обладательницы гранта Ruinart Art Patronat Марии Агуреевой. В рамках ярмарки состоится премьера фильма Евгения Гранильщикова Drame, который был создан на средства, собранные фондом. Это получасовое видео о границах документального кино и о череде случайностей, которые собираются в рассказ, экспериментирует с киноязыком. Выставка «Искусственный взгляд», объединившая работы из частных коллекций современного искусства и поделенная на две части, позволяет сравнить произведения, отобранные куратором и искусственным интеллектом. Наш генеральный партнер Qatar Airways будет представлен выставкой «Белое солнце» — работами фотографов, так или иначе связанных с историческим контекстом Катара.

Еще…
Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+