18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Шестьдесят свидетелей

Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР: Сборник материалов / Редактор-составитель Г. Кизевальтер. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Георгий Кизевальтер собрал слишком много свидетельств о неофициальной художественной жизни в 1980-е годы.

Возможно, кому-то эта книга покажется деконструктивной, не создающей ясной или хотя бы адекватной картины эпохи», — пишет во вступительной статье к сборнику его составитель, участник многих описываемых в нем событий Георгий Кизевальтер, надеясь, что верный образ может сложиться в голове читателя. Но как можно понять картину, написанную 60 (или около того) авторами? Целое неминуемо съедается частностями, и картина не складывается. Кроме художников и критиков, за перо здесь взялись писатели, философы, композитор, сценарист и кинорежиссер. В основном известные, некоторые уже не с нами (в сборник включены фрагменты разных лет). Например, давнее и короткое интервью, взятое у художника Эдуарда Штейнберга в 1982 году для сборника По мастерским, который Кизевальтер делал вместе с художником Вадимом Захаровым.

Большинство же текстов подготовлены специально для этой книги. Каждый из приглашенных по-своему откликнулся на предложение составителя. Понятно, что философ Евгений Барабанов опубликовал статью о художественном андерграунде в контексте политической ситуации в стране, сразу оговорив, что прямых соответствий между жизнью страны и ее непризнанных художников не было. Еще серьезнее решали поставленную задачу супруги-теоретики Виктор и Маргарита Тупицыны и композитор Владимир Мартынов. Скульптор Борис Орлов сдобрил свой рассказ анекдотами вроде «Вот вы объясняетесь на собачьем языке, — обратился как-то Илья Кабаков к Д. А. Пригову, — не боитесь ли вы сами особачиться?». Анекдоты вообще украшают книгу, но многие, к сожалению, о т н е с л и с ь к поставленной задаче без юмора. Большинство рассказчиков и интервьюируемых подчеркивают , что 1980-е делятся на доперестроечные годы, продолжающие 1970-е, и перестроечные. То есть на жизнь в подполье и время нечаянных надежд. Интервью худрука Государственного центра со- временного искусства Леонида Бажанова так и называется: Восьмидесятые были полны отчаяния, но закладывали перспективы. Однако для художника Ивана Чуйкова перестройка ознаменовалась в основном возможностью продавать сделанное иностранцам. Вадим Захаров кокетливо пишет: «Чтобы обратить на себя внимание, личность должна быть окружена легендами, раскрашена яркими красками, скандальными выставками, экстравагантными атрибутами, то есть — «Все на сцену!». Мне, честно говоря, хочется побыть единственным зрителем в пустом зале, без всяких прикидов, поз и комментариев». Мифологизация прошлого, его раскрашивание утомляет и раздражает, но объективная коллективная картина времени без прикидов, поз и комментариев может оказаться и совсем скучной.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+