18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лирический пейзаж Николая Ромадина в эпоху соцреализма

№76
Материал из газеты

Ретроспектива классика советского искусства открывается в фонде IN ARTIBUS

Выставка «Живопись Николая Ромадина из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга» в московском фонде IN ARTIBUS представляет советского классика не только как виртуоза русского лирического пейзажа, но и как автора менее известных экспериментальных работ ­1930-х годов, близких к эстетике модернизма. Николай Ромадин (1903–1987) — один из самых титулованных советских пейзажистов: академик и народный художник СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной и Ленинской премий, а также Сталинской премии второй степени за серию пейзажей «Волга — русская река» (1946). В то же время выбор пейзажа как основного жанра освободил художника от необходимости доказывать свою лояльность власти и патриотизм картинами на тему колхозных праздников, портретами вождей и ударников труда в духе соцреализма. Сохранилась всего одна работа Ромадина в жанре советской тематической картины — «Вечеринка. Рассказ летчика» 1939 года, которую также можно увидеть на выставке в фонде. Другие подобные произведения сам художник уничтожил в конце 1930-х годов, когда окончательно утвердился в роли пейзажиста.

Первая персональная выставка Ромадина состоялась в 1940 году, среди ее посетителей был и тогдашний живой классик Михаил Нестеров. Знакомство с Нестеровым оказало на Ромадина огромное влияние. После их встречи он записал в дневнике: «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству». Художник много путешествовал по Советскому Союзу — от Карелии с ее суровой красотой, девственными лесами и холодными озерами до гор Северного Кавказа. Отдельные циклы посвящены Волге и ее притокам, Сенежскому озеру, есенинским местам в Рязанской области. 

Важная особенность живописи Ромадина — постоянный диалог, а порой и прямые цитаты из работ классиков русского пейзажа, прежде всего из хрестоматийных произведений Михаила Нестерова и Исаака Левитана, а также мастеров Союза русских художников.

Однако была в творчестве Николая Ромадина еще одна грань, которая связывала его с актуальным художественным процессом 1920–1930‑х годов. Ромадин не только продолжатель традиций русской пейзажной школы рубежа XIX–ХХ веков, но и выпускник ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА, где его учителями были Александр Древин, Илья Машков и Роберт Фальк (последний очень высоко ценил способности своего ученика). В числе 80 работ Николая Ромадина из частных российских коллекций в фонде IN ARTIBUS выставлены и ранние, мало известные произведения художника, в которых прослеживается его вхутемасовская выучка.

Фонд IN ARTIBUS
Живопись Николая Ромадина из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга
С 27 августа по 10 ноября 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+