18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тенета полистилистики, или Что мы должны знать о Комаре и Меламиде, кроме соц-арта

№75
Материал из газеты

На фоне недавней выставки в Московском музее современного искусства вышла монография о знаменитом дуэте

Это пятая книга в затеянной два года назад культурным фондом Breus Foundation серии «Новые классики», посвященной знаковым фигурам, столпам современного русского искусства. Уже вышли монографии об Эрике Булатове, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском. Выбор имен тут определен и самой историей, и интересом издателя — коллекционера и мецената Шалвы Бреуса, который особенно неравнодушен к соц-арту, при всей нынешней расплывчатости этого термина. Истоки направления, захватившего самые широкие художественные массы, как раз связаны с творчеством Виталия Комара и Александра Меламида, придумавших и само слово, и, главное, способ обращения с советской визуальной продукцией. Очевидно, выпуск книги подгадали к их недавней ретроспективе в Московском музее современного искусства, первой в России, где Breus Foundation выступил соорганизатором, предоставив на нее множество работ из коллекции Шалвы Бреуса.

Автор книги «Комар и Меламид: сокрушители канонов» Кирилл Светляков, экс-руководитель отдела новейших течений в Третьяковке, известен как куратор больших выставок — таких как «Гиперреализм», «Метагеография», «Оттепель» — и как один из авторов постоянной экспозиции новейшего искусства в Новой Третьяковке. В книге он подчеркивает, что имел счастье общаться с художниками напрямую, ссылается на разговоры с ними. Это, несомненно, придает убедительности повествованию, особенно в первых двух главах, где автор подробно рассказывает о раннем творчестве будущих участников дуэта, уточняет датировки ключевых произведений из серии «Соц-арт» (1972) — первой, выполненной в соавторстве, продлившемся до 2008 года, когда художники насмерть рассорились. Особое внимание уделено утраченному произведению «Рай» 1972 года — первой в русском искусстве инсталляции, или «комнате-картине», как ее называли сами художники. Автор книги считает серию «Соц-арт», скорее, эпизодом, пусть и очень важным, в их творчестве, «постмодернистским концептуальным проектом, игрой в новое направление», хотя не отрицает очевидное: позднее многие подхватили эту игру с языком советской пропаганды. Соц-арт стал одним из ведущих направлений неподцензурного искусства и «торговой маркой» самих Комара и Меламида.

Что касается постмодернизма, то Светляков вспоминает предшествующий ему термин, который употреблялся в 1970-е годы в московских прогрессивных творческих кругах, — «полистилистика», то есть смешение в одной работе разнородных эстетик. И показывает, что это смешение — один из главных методов Комара и Меламида, от картины «Встреча Белля и Солженицына на даче у Ростроповича» того же 1972 года до серии «Анархический синтетизм» 1986–1987 годов. В главе «Съедение „Правды“: от картины к перформансу» знаменитые «кухонные» акции Комара и Меламида рассматриваются в одном ряду с Бульдозерной выставкой, участие в которой также считалось своего рода перформансом.

Кирилл Светляков подчеркивает новаторство своих героев во многих вещах: первая инсталляция, первое исполнение работ от лица вымышленных персонажей (Зяблов и Бучумов из серии «Легенды»), первые подступы к медиаарту (серия «Терр-арт», когда художники рассылали телеграммы главам государств, беря на себя ответственность за стихийные бедствия). Даже их соавторство, работа в дуэте, подается в книге как новшество: «Комар и Меламид понимали искусство как способ коммуникации», они «поставили под сомнение не только культ гения и шедевра, но институт авторства в целом». В результате книга успешно ломает канон, по которому Комар и Меламид воспринимаются только как «отцы соц-арта», ставя их искусство в гораздо более широкий контекст.

Автор отчасти сам стал заложником «полистилистики»: вполне добротный и внятный текст порой удивляет неожиданными жаргонизмами — то из политической сферы («властные элиты»), то из технической («авторизация» в смысле «авторства»), то из философской («машины желания»). Последнее можно списать на издержки компактности и жанра «для широкого читателя» — в таком издании понятно желание минимизировать количество ссылок на источники, достаточно, что упомянуты Ролан Барт, Борис Гройс и Чарльз Дженкс. А вот что кажется действительно досадным, так это огромное количество опечаток, которые будут мешать еще многим поколениям студентов, которые наверняка будут штудировать Комара и Меламида по хрестоматийному, «светляковскому», изданию.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+