18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Социалистический сюрреализм Комара и Меламида

№71
Материал из газеты

Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства

Оба художника — большие шутники. В жизни прикалывались Алик и Виталик, а за них работал придуманный художник К&М, начавший с заявления, что он со страстью и огоньком исполняет политический заказ — рисует плакаты с пионерами и передовиками. Коллеги-оформители считали это занятие хоть и прибыльным, но не очень приятным,  «для души» же писали цветочки и собачек. А вот Виталий Комар и Александр Меламид в 1972-м в каноническом плакатном стиле правдиво изобразили своих собственных жен. Начали же они свою карьеру соц-артистов в пионерлагере, куда отправились на халтуру. Несмотря на самоироничную легенду, проект оказался посвящен главной проблеме искусства ХХ века: что такое искусство и какова роль художника в этом мире?

Идея соц-арта была такова. Энди Уорхол показал американцам, что никакой реальности давно не существует — за окном не идиллический пейзаж, а реклама прохладительного напитка. Советский человек также был от реальности отделен, но видел лишь всякую агитацию. За игру с этим визуальным языком и взялись наши художники, выпускники Строгановки, специально подготовленные к производству идеологического продукта и начавшие присваивать все, что висело на стенах госучреждений и украшало фасады зданий. 

Например, подписывали «В.Комар, А.Меламид» самые брендовые лозунги вроде «Вперед, к победе коммунизма!». Но посягали создатели соц-арта не только на коммунистическую идеологию. Не связанные никакими личными амбициями, они с легкостью меняли «стили». Перебравшись в конце ­1970-х в Нью-Йорк, К&М обнаружили там залежи академической салонной живописи, давно задвинутой в пыльный угол. И представили еще один вариант соц-арта — «ностальгический соцреализм», который привел новых эмигрантов к оглушительному успеху. Но скоро Виталию и Александру и это надоело. Сколько можно рассказывать один и тот же анекдот?! И тогда они переключились на более важные задачи. Обучали живописи слонов — получался очень качественный абстрактный экспрессионизм. Проводили социологические исследования эстетических предпочтений разных народов. Получилось, что никто и нигде этого модернизма не любит, а только реалистические пейзажики и портретики.

В начале 2000-х и эти проекты как-то иссякли — К&М свою задачу со всем тщанием выполнил. Виталий и Александр с ним расстались и занялись индивидуальными карьерами. Как ни странно, у столь знаменитого художника не было ни одной персональной выставки. Куратор показа в ММОМА Андрей Ерофеев (при участии Иосифа Бакштейна) произвел колоссальную работу по сбору свидетельств деятельности столь непредсказуемого и многообразного автора. Шедевры и хиты — живопись, объекты, инсталляции, документации перформансов — собрали из частных и государственных музеев. Особенно большую роль сыграло собрание Шалвы Бреуса, который на протяжении многих лет по крохам выискивал разбросанные по миру работы. Так что шутки не кончились, только приобрели сугубо музейное значение.  

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Комар и Меламид
21 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+