Греческий скульптор Такис скончался на 94-м году жизни

Творчеством этого художника-самоучки, исследовавшего действие магнитного поля в своих кинетических работах, восхищались Дюшан и американские поэты-битники

Такис и его первые скульптуры, созданные под впечатлением от работ Джакометти и Пикассо. 1946. Фото: Takis Foundatio
Такис и его первые скульптуры, созданные под впечатлением от работ Джакометти и Пикассо. 1946.
Фото: Takis Foundatio

Греческий скульптор Панайотис Вассилакис, известный под псевдонимом Такис, скончался на 94-м году жизни.

«Обладая острым и смелым умом, неисчерпаемым воображением, изобретательностью и подлинной страстью к своему делу, Такис постоянно исследовал новые горизонты не только изобразительного искусства и науки, но и музыки и театра, раздвигая границы искусства», — говорится в сообщении о смерти художника, опубликованном его фондом. Авторы текста подчеркивают, что Такис был «истинным первопроходцем, новатором, легендой».

Такис. «Сигнал». Скульптура. 1957. Фото: Takis Foundatio
Такис. «Сигнал». Скульптура. 1957.
Фото: Takis Foundatio

Родившийся 29 октября 1925 года художник известен прежде всего кинетическими произведениями, созданными с использованием магнитного поля, света и звука. Тейт Модерн, где сейчас идет его персональная выставка, называет Такиса «одним из наиболее самобытных голосов в Европе 1960-х годов». Его талантом изобретателя восхищались Марсель Дюшан, американские поэты-битники и Уильям С. Берроуз.

Почтовая марка Франции с изображением «Спирали» Такиса. 1993. Фото: Takis Foundatio
Почтовая марка Франции с изображением «Спирали» Такиса. 1993.
Фото: Takis Foundatio

Художник-самоучка, Такис переехал в Париж в 1950-е. Тогда же он начал исследовать энергию магнитного поля и ее возможности. Увлекшись технологическими новинками эпохи, в период с 1954 по 1958 год Такис создал первые скульптуры из серии «Сигналы» — тонкие и гибкие шесты с небольшими найденными объектами или лампочками наверху, чуть покачивающиеся под действием ветра или других факторов окружающей среды. На их создание Такиса вдохновил опыт ожидания поезда на вокзале в Кале, когда он сидел на станции и наблюдал за тем, как огни зажигаются и гаснут «в джунглях из железа». Одну из таких скульптурных групп минувшим летом установили в водоеме в ближнем пригороде Парижа Дефансе.

За «Сигналами» последовали телемагнитные скульптуры (1958) и музыкальные скульптуры (1965–1966). Позднее Такис стал создавать произведения с использованием магнетизма и технологии радиолокации, производящие «космические» звуки при взаимодействии со зрителем. В 1960 году он провел совместную акцию с поэтом Синклером Бейлсом. Облаченный в шлем поэт читал стихи, «паря» в воздухе под действием электромагнитного излучения созданной Такисом скульптуры.

Такис на Documenta 6 в 1977 году. Фото: Takis Foundatio
Такис на Documenta 6 в 1977 году.
Фото: Takis Foundatio

В конце 1960-х Такис получил грант на совместное исследование с сотрудниками Массачусетского технологического института. В добавок к созданию электромагнитных скульптур он изучил гидродинамическую энергию и начал делать гидромагнитные скульптуры. Глубоко погрузившись в область пересечения искусства, науки и технологий, он зарегистрировал несколько патентов на свои работы.

Такис также создавал картины с парящими над поверхностью абстрактными элементами и получил главный приз на Парижской биеннале в 1985 году. В числе его выставок — ретроспектива в Национальной галерее Же-де-Пом в 1993-м и персональный показ в Пале-де-Токио в 2015-м.

Материалы по теме:
Все, что движется
Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+