18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Греческий скульптор Такис скончался на 94-м году жизни

Творчеством этого художника-самоучки, исследовавшего действие магнитного поля в своих кинетических работах, восхищались Дюшан и американские поэты-битники

Греческий скульптор Панайотис Вассилакис, известный под псевдонимом Такис, скончался на 94-м году жизни.

«Обладая острым и смелым умом, неисчерпаемым воображением, изобретательностью и подлинной страстью к своему делу, Такис постоянно исследовал новые горизонты не только изобразительного искусства и науки, но и музыки и театра, раздвигая границы искусства», — говорится в сообщении о смерти художника, опубликованном его фондом. Авторы текста подчеркивают, что Такис был «истинным первопроходцем, новатором, легендой».

Родившийся 29 октября 1925 года художник известен прежде всего кинетическими произведениями, созданными с использованием магнитного поля, света и звука. Тейт Модерн, где сейчас идет его персональная выставка, называет Такиса «одним из наиболее самобытных голосов в Европе 1960-х годов». Его талантом изобретателя восхищались Марсель Дюшан, американские поэты-битники и Уильям С. Берроуз.

Художник-самоучка, Такис переехал в Париж в 1950-е. Тогда же он начал исследовать энергию магнитного поля и ее возможности. Увлекшись технологическими новинками эпохи, в период с 1954 по 1958 год Такис создал первые скульптуры из серии «Сигналы» — тонкие и гибкие шесты с небольшими найденными объектами или лампочками наверху, чуть покачивающиеся под действием ветра или других факторов окружающей среды. На их создание Такиса вдохновил опыт ожидания поезда на вокзале в Кале, когда он сидел на станции и наблюдал за тем, как огни зажигаются и гаснут «в джунглях из железа». Одну из таких скульптурных групп минувшим летом установили в водоеме в ближнем пригороде Парижа Дефансе.

За «Сигналами» последовали телемагнитные скульптуры (1958) и музыкальные скульптуры (1965–1966). Позднее Такис стал создавать произведения с использованием магнетизма и технологии радиолокации, производящие «космические» звуки при взаимодействии со зрителем. В 1960 году он провел совместную акцию с поэтом Синклером Бейлсом. Облаченный в шлем поэт читал стихи, «паря» в воздухе под действием электромагнитного излучения созданной Такисом скульптуры.

В конце 1960-х Такис получил грант на совместное исследование с сотрудниками Массачусетского технологического института. В добавок к созданию электромагнитных скульптур он изучил гидродинамическую энергию и начал делать гидромагнитные скульптуры. Глубоко погрузившись в область пересечения искусства, науки и технологий, он зарегистрировал несколько патентов на свои работы.

Такис также создавал картины с парящими над поверхностью абстрактными элементами и получил главный приз на Парижской биеннале в 1985 году. В числе его выставок — ретроспектива в Национальной галерее Же-де-Пом в 1993-м и персональный показ в Пале-де-Токио в 2015-м.

Материалы по теме:
Все, что движется
Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
4
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+