18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Греческий скульптор Такис скончался на 94-м году жизни

Творчеством этого художника-самоучки, исследовавшего действие магнитного поля в своих кинетических работах, восхищались Дюшан и американские поэты-битники

Греческий скульптор Панайотис Вассилакис, известный под псевдонимом Такис, скончался на 94-м году жизни.

«Обладая острым и смелым умом, неисчерпаемым воображением, изобретательностью и подлинной страстью к своему делу, Такис постоянно исследовал новые горизонты не только изобразительного искусства и науки, но и музыки и театра, раздвигая границы искусства», — говорится в сообщении о смерти художника, опубликованном его фондом. Авторы текста подчеркивают, что Такис был «истинным первопроходцем, новатором, легендой».

Родившийся 29 октября 1925 года художник известен прежде всего кинетическими произведениями, созданными с использованием магнитного поля, света и звука. Тейт Модерн, где сейчас идет его персональная выставка, называет Такиса «одним из наиболее самобытных голосов в Европе 1960-х годов». Его талантом изобретателя восхищались Марсель Дюшан, американские поэты-битники и Уильям С. Берроуз.

Художник-самоучка, Такис переехал в Париж в 1950-е. Тогда же он начал исследовать энергию магнитного поля и ее возможности. Увлекшись технологическими новинками эпохи, в период с 1954 по 1958 год Такис создал первые скульптуры из серии «Сигналы» — тонкие и гибкие шесты с небольшими найденными объектами или лампочками наверху, чуть покачивающиеся под действием ветра или других факторов окружающей среды. На их создание Такиса вдохновил опыт ожидания поезда на вокзале в Кале, когда он сидел на станции и наблюдал за тем, как огни зажигаются и гаснут «в джунглях из железа». Одну из таких скульптурных групп минувшим летом установили в водоеме в ближнем пригороде Парижа Дефансе.

За «Сигналами» последовали телемагнитные скульптуры (1958) и музыкальные скульптуры (1965–1966). Позднее Такис стал создавать произведения с использованием магнетизма и технологии радиолокации, производящие «космические» звуки при взаимодействии со зрителем. В 1960 году он провел совместную акцию с поэтом Синклером Бейлсом. Облаченный в шлем поэт читал стихи, «паря» в воздухе под действием электромагнитного излучения созданной Такисом скульптуры.

В конце 1960-х Такис получил грант на совместное исследование с сотрудниками Массачусетского технологического института. В добавок к созданию электромагнитных скульптур он изучил гидродинамическую энергию и начал делать гидромагнитные скульптуры. Глубоко погрузившись в область пересечения искусства, науки и технологий, он зарегистрировал несколько патентов на свои работы.

Такис также создавал картины с парящими над поверхностью абстрактными элементами и получил главный приз на Парижской биеннале в 1985 году. В числе его выставок — ретроспектива в Национальной галерее Же-де-Пом в 1993-м и персональный показ в Пале-де-Токио в 2015-м.

Материалы по теме:
Все, что движется
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+