Жизнь Синди Шерман по кадрам собрала Национальная портретная галерея

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Ретроспектива из 150 произведений Шерман показывает, как художницу вдохновили фильмы Хичкока и семейный альбом

Синди Шерман. «Кадры из фильмов без названия». Кадр № 577. 2016–2018. Фото: Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York
Синди Шерман. «Кадры из фильмов без названия». Кадр № 577. 2016–2018.
Фото: Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York

Детство и юность Синди Шерман пришлись на ­1950-е, она выросла на нью-йоркском Лонг-Айленде и, по ее словам, была настоящим «ребенком-телеманьяком». Родители убегали на вечеринки, оставляя маленькую Синди дома, а она пересматривала одни и те же фильмы. Любимое кино ее детства — «Окно во двор» Альфреда Хичкока — стало, по словам куратора выставки Пола Мурхауса, матрицей художницы. «Именно так я понимаю ее работы», — добавляет он. 

Шерман вновь и вновь смотрела, как прикованный к инвалидной коляске герой Джимми Стюарта следил за соседями, от скуки пытаясь додумать их жизнь по увиденным в бинокль сценам. В зрелом возрасте Шерман цитировала слова игравшей в фильме Грейс Келли, обращенные к Стюарту: «Расскажи мне все, что ты видел, и то, что это, по твоему мнению, значит». «Искусство Шерман поднимает ту же тему, — объясняет Мурхаус. — Она приглашает нас увидеть его, а затем понять, что она имеет в виду».

Между 1977 и 1980 годами Шерман фотографировала себя для серии работ «Кадры из фильмов без названия». Став затворницей в нью-йоркской квартире, она перевоплощалась в разных персонажей, меняя альтер эго — героинь вымышленных ею фильмов. То она старлетка, то прожигательница жизни, роковая женщина, типичная американская девчонка, сонная библиотекарша или брошенная жена, живущая в пригороде. В 2003 году Шерман написала эссе о том, как создавалась ее самая знаменитая серия: «Мне нравились все эти сценки, которые Джимми Стюарт наблюдал в окнах дома напротив. Вы не знаете этих людей и мысленно пытаетесь восполнить пробелы, сочиняя, какой может быть их жизнь».

Серия, законченная в начале 1980-х, была встречена неоднозначно: некоторых она смущала, других оставляла равнодушными. Шерман удалось продать всего несколько фото из 70 черно-белых снимков, по $50 за штуку, но она изо всех сил старалась прорваться в известные нью-йоркские галереи. (В марте этого года работа «№ 21» из этой серии ушла с молотка на аукционе Sotheby’s в Лондоне за более чем $800 тыс.) Чтобы собрать всю серию для показа в Великобритании, Мурхаус тесно сотрудничал с самой художницей, с музеями и многочисленными коллекционерами. 

Синди Шерман. «Кадры из фильмов без названия». Кадр № 15. 1978. Фото: Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York
Синди Шерман. «Кадры из фильмов без названия». Кадр № 15. 1978.
Фото: Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York

«Кадры из фильмов без названия» (их куратор называет «перформансами, застывшими в портретах») стали основной частью ретроспективы из 150 произведений Синди Шерман за период с 1970-х годов до наших дней. Он уверен, что эта серия была прорывом в современном искусстве. Раньше, говорит куратор, шли споры о том, могут ли снимки, будь то fashion-фотография или военный репортаж, быть постановочными, тщательно выстроенными, прежде чем щелкнет затвор камеры. Шерман смогла «расширить возможности портрета», введя в его инструментарий «выдуманный образ».

«В истории искусства существует непреложный закон: характер человека читается в его лице, — говорит Мурхаус. — Мы смотрим на других людей и пытаемся понять по тому, как они выглядят, какие они. Но дело в том, что мы никогда не узнаем правду до конца, сколько бы мы ни смотрели». По мнению куратора, понимание и исследование этой дилеммы лежит в основе искусства Шерман, которое сегодня, через призму социальных сетей и демонстрируемой вовне идентичности, воспринимается еще острее. «Ни один другой художник не препарирует столь беспощадно иллюзии, порожденные современной культурой, — говорит он. — Реклама, фейковые новости, социальные медиа, даже порнография — все это фасады, а за ними прячутся люди». 

На выставке представлена еще одна, более ранняя серия Шерман — «Книга Синди» (1965–1975). «На самом деле это не произведение искусства, а очень личные, интимные мемуары», — объясняет куратор. Это, скорее, семейный альбом, который художница начала вести, когда ей было девять лет, и закончила уже в колледже. Собирала фотографии — свои, родных, друзей, первых бой­френдов. «Это самое раннее свидетельство увлечения Синди собственной меняющейся внешностью», — говорит Мурхаус. Каждую свою фотографию она подписывала: «Это я». Заявление, превращающееся у Шерман в навязчивый вопрос: «Это я? Это действительно я?» Вопрос, который определил смысл и ее жизни, и творчества.  

Национальная портретная ­галерея
Синди Шерман
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+