18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женское начало в искусстве семидесятых

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

В Музее современного искусства Фонда Людвига в Вене проходит выставка о второй волне феминизма в искусстве

Ульрике Розенбах. Искусство - преступное действие. Art is a criminal action No 4, 1969.© Ulrike Rosenbach / Bildrecht, Wien, 2016 SAMMLUNG VERBUND, Wie
Ульрике Розенбах. Искусство - преступное действие. Art is a criminal action No 4, 1969.© Ulrike Rosenbach / Bildrecht, Wien, 2016 SAMMLUNG VERBUND, Wie

На 1970-е пришлась вторая волна феминизма в искусстве. В отличие от первой, сосредоточенной на завоевании избирательного права и борьбе за равенство полов, вторая проводила тотальную ревизию понятий сексуальности, семьи, репродуктивных прав и сексуального насилия. «Личное — это политическое» — заголовок вышедшей в 1970 году статьи участницы радикальной феминистской группы «Красные чулки» Кэрол Ханиш стал лозунгом времени. Социальные перемены не могли не затронуть и искусство: художницы активно пересматривали свое место в арт-сообществе, критиковали художественные институции за отсутствие женских работ в экспозициях, искали новые формы искусства, где пока еще не доминировали мужчины. Собственно, об этом и выставка в венском MUMOK.

Линн Хершман Лисон. График работ #1. 1975. © Lynn Hershman Leeson SAMMLUNG VERBUND, Wie
Линн Хершман Лисон. График работ #1. 1975. © Lynn Hershman Leeson SAMMLUNG VERBUND, Wie

Многие художницы тогда работали в фотографии, видео и перформансе. Американка Синди Шерман исследовала собственную идентичность и представления о женском в массовой культуре через перевоплощения и фотографию, француженка Орлан превратила в произведение искусства собственное тело, а Марта Рослер, еще одна американка, в своем видео «Семиотика кухни» (1975) пародировала кулинарные шоу для «степфордских жен». По закону жанра любой пересмотр ценностей не может обойтись без провокаций — за них на выставке отвечают американка Линда Бенглис, в 1974 году снявшаяся обнаженной с огромным дилдо, и австрийская феминистка Вали Экспорт, ходившая по улицам, предлагая всем желающим потрогать ее грудь через отверстия в картонной коробке («Тактильное кино»).

Биргит Юргенсен. Гнездо. 1979. Courtesy of Galerie Hubert Winter, Wien / Bildrecht Wien 2016 SAMMLUNG VERBUND, Wie
Биргит Юргенсен. Гнездо. 1979. Courtesy of Galerie Hubert Winter, Wien / Bildrecht Wien 2016 SAMMLUNG VERBUND, Wie

Выставка сформирована на основе корпоративного собрания компании Verbund AG. Директор коллекции Габриеле Шор выступила в роли одного из кураторов выставки, со стороны же музея за нее отвечает Ева Бадура-Тришка. Работы художниц, которых Габриеле Шор окрестила «феминистским авангардом», в экспозиции поделили на четыре секции по главным темам: преодоление предписанной женщине роли матери, домохозяйки и жены, ролевые игры, нормативность красоты и женская сексуальность. Всего в выставке участвует около 300 работ почти 50 художниц.

Синди Шерман. Без названия (Люси). 1975. © Cindy Sherman / Courtesy of Metro Pictures, New York SAMMLUNG VERBUND, Wie
Синди Шерман. Без названия (Люси). 1975. © Cindy Sherman / Courtesy of Metro Pictures, New York SAMMLUNG VERBUND, Wie

Музей современного искусства (МUMOK)
Женщина. Феминистский авангард 1970-х. Из коллекции Verbund
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+