18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Без подруги и музы поэта Рильке, возможно, не было бы и Синди Шерман

Спустя год после ранней смерти Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907) поэт Райнер Мария Рильке посвятил ей свой знаменитый Реквием по одной подруге, «отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано». Потребовалось больше века, чтобы ее наследие наконец стало привлекать к себе внимание специалистов. «Ее искусство было настолько необычным для своего времени, что не воспринималось всерьез никем, кроме узкого круга семьи и друзей», — говорит Тине Колструп, куратор выставки в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке. Мо­дер­зон-Беккер лишь дважды выставлялась при своей жизни и продала только две работы, одну из которых — Рильке. Интерес к ее творчеству заслонил тот факт, что она первая женщина-художница, у которой есть музей (он был открыт в 1927 году в ее родном Бремене). Практически все ее наследие, более 100 картин и 700 рисунков, тоже сконцентрировано в Бремене, и собрать такую большую выставку (100 картин и 40 рисунков), как в «Луизиане», — большая удача. Основная их часть весной 2016 года отправится на выставку в Музей современного искусства города Парижа. Экспозиция начинается, по словам куратора, «с первых попыток художницы как можно правдоподобнее воспроизвести реальность» (так учили на курсах рисования в Берлине; женщин в те годы в академию не принимали), затем переходит к ее «отходу от натурализма» в колонии художников в Ворпсведе. В противовес академической школе эти художники искали единения с природой, предпочитая писать пейзажи и идиллические сценки из крестьянской жизни непосредственно с натуры. На рубеже веков, после нескольких поездок в Париж, Паула Беккер отошла от художников Ворпсведе, которым, впрочем, с самого начала было чуждо ее стремление к предельному упрощению формы и цвета.

Хотя Модерзон-Беккер не попала на первые страницы истории европейского модернизма, ее поздние натюрморты предвещают экспрессионизм, а женские портреты и автопортреты дают основание говорить о ней «как об очень интересной предшественнице некоторых феминисток-художниц в более близком нам времени», говорит Килструп.

В автопортрете с подписью «Я написала его в возрасте 30 лет к 6-летию моей свадьбы» художница изобразила себя беременной, хотя еще не носила в себе ребенка (она умерла через три недели после его рождения), с обнаженным торсом как Венера Милосская. «Как Синди Шерман играет с современными гендерными кодами, так и Паула Модерзон-Беккер использовала коды, которые знала». 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+