18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Часовню Ротко защитят от техасского солнца

№75
Материал из газеты

Сын художника уверяет, что пространство снова станет таким, «каким его хотел видеть отец»

Почти полвека хранители этой часовни в Хьюстоне, построенной покровителями искусств и филантропами Доминик и Джоном де Мениль в 1971 году, пытались откалибровать естественный свет, проникающий через застекленный купол в крыше и освещающий 14 полотен художника Марка Ротко.

Дэвид Лесли, исполнительный директор некоммерческой организации, которая следит за часовней, жалуется на слишком яркое техасское солнце, под воздействием которого монументальные темно-лиловые полотна могут выцвести. Он рассказывает, что практически сразу после открытия часовни под застекленной частью крыши пришлось установить похожий на зонтик экран, частично блокирующий солнечный свет, однако называет эту конструкцию «инородным элементом» в сакральном экуменическом пространстве, предназначенном для созерцания живописи. «Такое ощущение, что у вас над головой парит черный диск, — вторит ему глава фирмы Architecture Research Office Стивен Касселл. — Это очень отвлекает».

Architecture Research Office начала $30-миллионный проект реставрации часовни, в рамках которого застекленную часть крыши переделают, что позволит демонтировать экран, а на прилегающей территории построят дополнительные здания. Первый этап работ начался нынешней весной, когда восьмиугольная часовня закрылась на реставрацию до конца года. Параллельно ведется строительство нового информационного центра и трансформаторной подстанции, чтобы обеспечивать технические системы комплекса.

На втором этапе планируется строительство центра для проведения публичных мероприятий и нового здания, где разместятся администрация и архив. Стоящее неподалеку от часовни бунгало перенесут на новое место и обустроят в нем небольшую гостиницу. Ландшафтные архитекторы Nelson Byrd Woltz проведут перепланировку территории площадью почти 8,1 тыс. кв. м и создадут «сад для медитаций». Работы намечено закончить к 2021 году, к торжествам в честь 50-летия часовни.

Фирма George Sexton Associates спроектировала новый купол со специальным стеклом, по форме идентичный куполу, одобренному самим Ротко. Жалюзи из окрашенной стали, расположенные непосредственно под стеклом, будут приглушать свет, но в целом у посетителей, уверяет Лесли, останется впечатление, что «между ними и стеклянным куполом ничего нет». Кроме того, по информации Касселла, в часовне оборудуют новую систему искусственного освещения, выстроенную так, чтобы каждая из картин была обрамлена светом.

«Мой отец очень любил естественное освещение своей мастерской и хотел воспроизвести его в часовне», — рассказывает сын художника Кристофер Ротко. Он возглавляет комитет, курирующий проект реконструкции, а также ведет кампанию по сбору средств на нее. Из необходимых $30 млн пока удалось собрать около $10 млн.

Стеклянные перегородки, поставленные в фойе часовни, чтобы контролировать уровень влажности и температуру, демонтируют. Вместо них защиту от воздействия температуры и влажности будет обеспечивать воздушный карман между двумя парами входных дверей. Фактурное покрытие потолка в часовне заменят звукопоглощающей штукатуркой.

По словам Лесли, 14 полотен Ротко, написанных для де Мениль, находятся «в отличном состоянии» и не требуют реставрации. Их упаковали и поместили в хранилище до завершения первого этапа работ.

Помимо прочего, часовня служит площадкой для таких социально значимых мероприятий, как, например, состоявшийся недавно симпозиум по проблемам изменения климата. В будущем они будут проходить в новом конференц-центре — а также кинопоказы, танцевальные представления и другие культурные события. Благодаря этому часовня снова станет местом, предназначенным исключительно для созерцания и размышлений. А для того, чтобы, как говорит Лесли, «декоммерциализировать» ее, продажу книг, открыток и сувениров перенесут в новый информационный центр.
Часовня Ротко открыта 365 дней в году. По оценкам сотрудников, ежегодно ее посещает более 100 тыс. человек со всего мира.

Марк Ротко покончил жизнь самоубийством в 1970 году, так и не увидев часовню, строительство которой завершилось на следующий год. Кристофер Ротко уверен, что его отец одобрил бы проект ее расширения и реставрации. «Это необходимо, чтобы снова сделать пространство таким, каким его задумал отец», — добавляет он, называя такое решение «максимально удачным из доступных нам». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+