18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На четверть «Айзелуортской Моны Лизы» предъявлены претензии

Ранняя копия картины Леонардо, выставленная сейчас во Флоренции, вызвала конфликт, связанный с правом собственности

Картина, которая, по утверждению нынешних владельцев, является подлинником Леонардо и представляет собой раннюю версию луврского шедевра, известна искусствоведам под названием «Айзелуортская Мона Лиза» (по городку Айзелуорт, где она некоторое время хранилась) давно. Большинство из них считают ее копией «Моны Лизы», сделанной до того, как колонны, обрамлявшие женскую фигуру по бокам, были обрезаны.

Кто бы ни был автором «Айзелуортской Моны Лизы», благодаря этому уцелевшему раннему варианту иконографии она считается произведением, важным для понимания творчества Леонардо да Винчи. Поэтому в нынешнем году, когда в честь 500-летия со дня смерти художника по всему миру проходят выставки, картину извлекли из сейфа в швейцарском банке, где она хранится с 1975 года, и выставили в палаццо Бастоджи во Флоренции. Выставка всколыхнула старые правовые споры относительно портрета.

Джованни Баттиста Протти, адвокат из Падуи, заявил, что представляет семью, которой принадлежат права на четверть картины. Гражданский суд Флоренции назначил слушание по делу о праве собственности на 9 сентября. Адвокат просит суд и министра культуры Италии Альберто Бонизоли наложить арест на произведение, которое, по его словам, было ввезено в страну и выставлено без согласия его клиентов. Запрос пока что не был удовлетворен, поэтому Протти опасается, что картину вывезут обратно в Швейцарию и тогда итальянский суд будет бессилен.

В 1975 году, когда «Айзелуортская Мона Лиза» попала на хранение в швейцарский сейф, она принадлежала британскому искусствоведу Генри Ф. Пулитцеру, который и сыграл активнейшую роль в ее вводе в культурный оборот. По словам Кима Стейффа, швейцарского исследователя, занимающегося изучением портрета, Пулитцер продал четверть прав на него португальскому производителю фарфора Леланду Гилберту, который также увлекся историей картины. Гилберт собрал сотни документов, относящихся к портрету, и сдал их в библиотеку в Лозанне. После смерти искусствоведа «Мона Лиза» отошла его партнеру Элизабет Мейер, которая, в свою очередь, скончалась в 2008 году. Затем работа была передана международному фонду The Mona Lisa Foundation, базирующемуся в Цюрихе, главной задачей которого является доказать авторство Леонардо да Винчи.

Адвокат Протти говорит, что представляет наследников скончавшегося Леланда Гилберта. По его словам, пока госпожа Мейер была жива, отношения между владельцами картины были идеальными. Однако после ее смерти его клиенты потеряли контроль над работой, нормальные контакты с фондом установить не удалось. Представитель фонда Маркус Фрей отказался комментировать это заявление, сказав, однако, что требования Протти необоснованны и бессмысленны.

Известный эксперт по Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил нам, что атрибутировать «Айзелуортскую Мону Лизу» кисти гения ни в коем случае не стоит. Он уже критиковал книгу Mona Lisa — Leonardo’s Earlier Version, опубликованную фондом в 2012 году, как содержащую «груду зыбких гипотез». Инфракрасный снимок картины, по его словам, подтверждает версию о том, что это копия.

Однако независимо от споров об истинном авторстве работы, которые будут продолжаться еще долго, конфликт относительно прав собственности выглядит сложным юридическим случаем. Адвокат Протти утверждает, что совместно с Крисом Маринелло из лондонского Art Recovery (детективное агентство, специализирующееся на искусстве) он проделал большую работу, чтобы

отследить людей и организации, действующие как представители фонда. Это расследование, в частности, потребовало изучения скандальных банковских «панамских документов» и выявления целой сети офшорных компаний.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+