18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В соревновании павильонов победил поющий пляж

№74
Материал из газеты

В Венецианской биеннале участвуют 90 стран, и в конкуренции за зрителя выигрывают самые необычные зрелища

Справка

Что вам понравилось на Венецианской биеннале — 2019?

Еще…

В условиях жесткой конкуренции за внимание публики, впрочем типичной для Венеции, мировой чемпионки по количеству стран-участниц, выигрывают те, кто предлагает эффектное зрелище, что-то необычное и странное.

По традиции больше всего шансов быть замеченными у «старых» павильонов, построенных в прошлом веке в парке Джардини. Их 29, и некоторые здания созданы великими архитекторами — Йозефом Хоффманом, Алваром Аалто, Герритом Ритвельдом, наш павильон Алексея Щусева в их числе. Остальные размещаются в необъятных пространствах Арсенале, а те, кому и там не хватило места, снимают палаццо по всему городу (их поиск — один из любимых квестов на биеннале).

Справка

Проект ГМИИ им. Пушкина «В конце пребывает начало»:
«Мы склеиваем остатки старых церквей и оттираем слои культурных палимпсестов»

Меня зацепили два наших проекта. Во-первых, это цирк, который устроил на набережной Дзаттере фонд V–A–C. Это очень важный и довольно широкий шаг гиперинтеллектуальной институции в сторону народной «адженды». Это совокупность чисто детских радостей, за которыми мы угадываем очень понятные аллюзии и за которые мы так любим, например, Пелевина. Ну или не любим, но все равно всегда читаем. 

А во-вторых, это проект Пушкинского музея «В конце пребывает начало», который я посмотрела как повествование о трансформации наших представлений о Боге. Бог в том виде, как нам его продали монотеистические религии, в том числе через великие культурные кейсы (например, Тинторетто), теперь забыт, не нужен, он превратился в декорацию, окончательно вочеловечился, прошел через кинематографические трактовки и ушел в цифру (иногда антропоморфную) вместе со своим смартфоном. А мы все склеиваем остатки старых церквей, оттираем слои культурных палимпсестов, чтобы найти кого-то, кому можно молиться и на кого хотелось бы надеяться. Специально не читала кураторские тексты, потому что это редкое нынче ощущение, когда кажется, что понимаешь что-то до того, как тебе все объяснили, — хочу его сохранить.

Еще…

Интрига Венецианской биеннале часто разворачивается в «магическом треугольнике» Джардини, где расположены павильоны Франции, Германии, Великобритании, неоднократно получавшие «Золотого льва» — главную награду, вручаемую международным жюри в день открытия выставки. И в этот раз тут был явный фаворит. Очереди стояли в павильон Франции, чтобы увидеть поэтичную инсталляцию Лор Пруво «Глубокое синее море окружает тебя» о путешествии молодых людей в поисках себя и о текучести современного мира.

Справка

Шон Скалли, «Пышное Вознесение»:
«Скалли — мастер сочетания сложных и вдохновляющих цветов»

Почти всегда свой визит в Венецию я начинаю с удивительной церкви Сан-Джорджо Маджоре, шедевра великого архитектора Андреа Палладио. Она расположена на отдельном острове и принадлежит монахам-бенедиктинцам, на чей вкус в современном искусстве, пожалуй, нам всем нужно ориентироваться, поскольку из года в год там проходят наиболее изысканные проекты биеннале. В этом году в центральное пространство церкви гармонично вписалась десятиметровая инсталляция великого абстракциониста Шона Скалли, а в прилегающем здании аббатства открыта выставка его работ. Скалли — мастер сочетания сложных и вдохновляющих цветов, которые особенно красиво «звучат» в Венеции с ее осыпающимися фасадами цвета охры и непередаваемой зеленью воды в каналах.

Еще…

Толпились зрители и у единственного павильона не страны, а города — самой Венеции. Арт-группа Plastique Fantastique сделала потрясающий аттракцион «Размытая Венеция», посвященный лагуне. Попав в длинную трубу, зрители двигаются в ней как бы по воде, через полупрозрачные стенки видя размытые силуэты других посетителей и брикол — деревянных свай, которые в Венеции используют для навигации и швартовки лодок. Своеобразный аттракцион предложил и Израиль. Тут художница Айа Бен Рон соорудила «Полевой госпиталь Х» — больницу, где искусством лечат социальные болезни.Амбициозно выглядит павильон Австралии, его для проекта Анжелики Мессити «Ассамблея» перестроили под амфитеатр, напоминающий зал парламента, который показывается в трехканальной видеоинсталляции. Усаживаясь на бархатные сиденья, зритель становится персонажем воображаемой политической сессии, но из-под клавиш показанной на экранах стенографической машинки «Микела» появляются не постановления и законы, а стихи и музыка. Роман Станьчак в павильоне Польши выставил буквально вывернутый наизнанку настоящий самолет, где обшивка оказалась внутри салона, а снаружи — бесконечные торчащие проводки и приборы. Это жуткое зрелище под названием «Полет» символизирует, по мысли автора, современное развитие его родной страны. Он считает несправедливым, что, по статистике, только 1% населения владеет частными самолетами (именно такой джет и стал жертвой инсталляции).

Павильон России привлекает внимание громким именем Эрмитажа, под эгидой которого организована выставка «Лк 15:11–32» с участием кинорежиссера Александра Сокурова и художника Александра Шишкина-Хокусая. Она посвящена картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта из коллекции музея. Зрителям предлагается побывать в ателье художника со скульптурными фигурами героев картины, а после этого очутиться в подобии балагана с движущимися по стенам картинами — фанерными ремейками эрмитажных шедевров фламандской школы.

Справка

Павильон России, проект «Лк 15:11–32»:
«Михаил Пиотровский решает задачу в философском ключе»

Да, я согласен, что биеннале прежде всего должна представлять современное искусство, а павильон России посвящен размышлениям о прошлом, в которых нет места взгляду в будущее. Но этого естественно ожидать от исключительно образованного и эрудированного директора величайшего музея России — Эрмитажа, перед которым эту кураторскую задачу на довольно позднем этапе поставил комиссар Семен Михайловский, в последнее время дважды назначавший куратором самого себя и побоявшийся, что третий раз может погубить его венецианскую карьеру. Михаил Пиотровский — знаменитый ученый, он попробовал решить задачу в философском ключе и рассказать о вечной просветительской роли музея, а подтексты, связанные с историей Ленинграда, интерпретировал выдающийся российский кинорежиссер Александр Сокуров, который в совершенстве владеет мастерством показывать современные реалии. Вообще, весь процесс отбора людей, отвечающих за подготовку российского павильона к биеннале, необходимо пересмотреть, чтобы он не зависел от слабых решений какого-нибудь аппаратчика из Минкульта. Нужно создать два жюри, состоящих из профессионалов в области искусства и архитектуры, которые будут предлагать кандидатуры на роль комиссара и куратора.

Еще…

В павильоне Бельгии сделали ставку на старинное искусство движущихся кукол-автоматонов. Одни по традиции изображают представителей разных профессий: музыкант, сапожник, точильщик и тому подобное. В параллельном мире, за железной решеткой, томятся психопаты, поэты, изгои и прочие фигуры, олицетворяющие страсти и страхи. Эта впечатляющая аллегория «Собачий мир» Йоса де Грюйтера и Харальда Тиса, отсылающая к одноименному итальянскому документальному фильму 1962 года о шокирующих странностях человеческого поведения, получила специальное упоминание жюри.

У новичков биеннале тоже есть фора зрительского внимания — в этот раз таким любимцем стал павильон Ганы, впервые участвующей в венецианском смотре. Декорации разработал признанный архитектор Дэвид Аджайе. Помимо захватывающего видео, тут показывают очередной шедевр ганской звезды Эль Анацуи — величественный занавес из блестящих пробок от бутылок и прочего мусора, удивительно напоминающий мозаики собора Сан-Марко на закате. Интересные павильоны представили такие мощные в производстве искусства державы, как Китай и Индия, но выбор жюри пал на небольшую прибалтийскую страну.

Победителем в интернациональном соревновании стала Литва, чей павильон запрятан в одном из портовых ангаров. Творческий коллектив в составе режиссера Ругиле Барзджюкайте, драматурга Вайвы Грайните и композитора Лины Лапелите очаровал и публику и жюри оперой — перформансом для 13 голосов «Солнце и море» («Марина»). Зрители наблюдают за действием сверху, с круговой галереи, и видят дикий песчаный пляж, где на полотенцах загорают обычные люди, бегают дети, шумит прибой, кричат чайки, бьется на ветру пластиковый пакет. Все эти звуки вплетаются в музыкальную партитуру, отдельные голоса ведут свои партии, потом они соединятся в хоры.

Справка

Кристоф Бюхель. Barca Nostra:
«Баржа смерти — тот самый разноцветный рыбацкий корабль, который опрокинулся недалеко от острова Лампедуза»

Наиболее сильное впечатление произвел проект Barca Nostra («Наша лодка»), выставленный в Арсенале. Баржа смерти — тот самый разноцветный рыбацкий корабль, который опрокинулся недалеко от острова Лампедуза. В результате крушения утонуло около 1 тыс. беженцев, пытавшихся добраться до Сицилии из Ливии. Это случилось 18 апреля 2015 года. Нет слов. Мне очень понравились графика и ранние работы Георга Базелица, выставленные в Галерее Академии.

Русский павильон демонстрирует типичный в русской жизни случай, когда «хотели сделать как лучше». Но перегруженные, многослойные концепции редко рождают ощущение ясности.

Еще…

«Песни повседневности, песни тревоги и скуки, песни практически ни о чем. И за всем этим — медленный скрип Земли, ее дыхание» — так описывают происходящее сами авторы. Жюри оценило «экспериментальный дух и изобретательность» павильона, а также его «критику безделья» и сочувствие жителям Венеции. Живых артистов здесь можно увидеть только по субботам. Но есть и хорошая новость: любой может зарегистрироваться и прилечь на песок позагорать в лучшем павильоне Венецианской биеннале.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+