18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Триумфальное возвращение живописи в Венецию

№74
Материал из газеты

На Венецианской биеннале 2019 года много живописцев — и в основном проекте, и в параллельных выставках по всему городу

Возвращение живописи многими воспринимается как тенденция. Даже на первой посмертной ретроспективе одного из столпов арте повера Янниса Кунеллиса (1936–2017) в Фонде Prada (до 24 ноября) ее куратор и идеолог направления Джермано Челант, создавший в палаццо Ка’Корнер зрелищную экспозицию из знаменитых инсталляций художника с использованием «бедных материалов», отвел его серии «Алфавиты» (1959–1960) из черных букв, цифр и дорожных знаков на белом фоне почетное место.

Академия впервые за свою историю показывает выставку живущего художника. Этой чести удостоился классик немецкого неоэкспрессионизма Георг Базелиц, 80-летие которого в прошлом году отмечали ретроспективами в Фонде Бейелера и Кунстмузеуме в Базеле, в Музее Хиршхорна в Вашингтоне, а в следующем году его выставку покажут в Центре Помпиду. Перед куратором выставки (до 8 сентября) в Академии Косме де Бараньяно стояла задача найти неожиданный ракурс, чтобы не повторять формат юбилейных показов. «Ретроспектива — это как симфония, а у нас камерная музыка», — говорит куратор. В трех главных залах («трио-соната») выставлены портреты и большие ню Базелица. В четырех смежных («струнный квартет») — рисунки художника и старых итальянских мастеров, которых он копировал, последние 40 лет подолгу живя в Италии. Конечно, не обошлось без его перевернутых картин, а также двух 5-метровых автопортретов, написанных прошлым летом. «Как и у Гойи, часть лучших работ Базелица относится к поздним годам жизни», — говорит куратор. 

Выставка еще одного неоэкспрессиониста, Йорга Иммендорфа (1945–2007), открылась в Фонде Кверини — Стампалья (до 24 ноября). Политика и злобо­дневность были в центре его искусства. Одно время он даже состоял в коммунистической партии, но быстро разочаровался в ее идеологии, оставаясь леваком и бунтарем. Его картины нередко попадали в центр скандалов в буржуазном немецком обществе, против которого художник боролся своим искусством. Венецианская выставка, проект Франческо Бонами, тоже не ретроспектива. Она сфокусирована на главной для Иммендорфа теме — исследовании собственной идентичности как художника и гражданина. Это не классический автопортрет, а в буквальном смысле интервенция в происходящее в картине. «В конце 1960-х — ­1970-х, когда живопись воспринималась как предательство революции, Иммендорф не только не отказался от нее, но превратил в мощный политический инструмент, — говорит Бонами. — В то же время относясь к живописи без особого почтения, он снова и снова бросал ей вызов. В истории искусства есть только один такой бунтарь — Эль Греко, тоже ломавший шаблоны своего времени». 

Собор Сан-Джорджо Маджоре отдал свое пространство под выставку (до 13 октября) американца Шона Скалли (р. 1945). Бенедиктинские монахи, которым принадлежит церковь, не первый раз выставляют современное искусство. Вспомнить хотя бы проекты Микеланджело Пистолетто и Аниша Капура. В случае Скалли, посвятившего свое творчество размышлениям о «духовном» языком геометрической абстракции, лучшего места в Венеции было не найти. Более 40 работ — живопись, акварели, скульптуры — вдохновлены архитектурой Сан-Джорджо, шедевра Андреа Палладио, и средневековыми рукописями из монастырской библиотеки, по мотивам которых Скалли создал свой иллюстрированный манускрипт. Главный же здесь экспонат — десятиметровая скульптура «Пышное Вознесение» по мотивам библейской истории о лестнице Иакова.

Еще один американский классик Аршил Горки (1904–1948) представлен в Ка’Пезаро. Ретроспектива (до 22 сентября) собрала более 80 произведений из Музея Уитни, Национальной галереи в Вашингтоне, Тейт Модерн, Центра Помпиду. Здесь фигуративные работы 1920–1930-х, созданные под влиянием Сезанна и Пикассо, и зрелые абстрактные 1940-х, когда художник нашел свой стиль, не без влияния сюрреализма, который пришел в Америку с переехавшими в Нью-Йорк европейскими сюрреалистами. Их вождь Андре Бретон был настолько очарован картинами Горки, что написал предисловие к каталогу его выставки в 1945 году. Сюрреализм сюрреализмом, но именно эти работы Горки сегодня считают провозвестниками абстрактного экспрессионизма, до триумфа которого сам художник не дожил, покончив с собой в 44 года. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+