18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Триумфальное возвращение живописи в Венецию

№74
Материал из газеты

На Венецианской биеннале 2019 года много живописцев — и в основном проекте, и в параллельных выставках по всему городу

Возвращение живописи многими воспринимается как тенденция. Даже на первой посмертной ретроспективе одного из столпов арте повера Янниса Кунеллиса (1936–2017) в Фонде Prada (до 24 ноября) ее куратор и идеолог направления Джермано Челант, создавший в палаццо Ка’Корнер зрелищную экспозицию из знаменитых инсталляций художника с использованием «бедных материалов», отвел его серии «Алфавиты» (1959–1960) из черных букв, цифр и дорожных знаков на белом фоне почетное место.

Академия впервые за свою историю показывает выставку живущего художника. Этой чести удостоился классик немецкого неоэкспрессионизма Георг Базелиц, 80-летие которого в прошлом году отмечали ретроспективами в Фонде Бейелера и Кунстмузеуме в Базеле, в Музее Хиршхорна в Вашингтоне, а в следующем году его выставку покажут в Центре Помпиду. Перед куратором выставки (до 8 сентября) в Академии Косме де Бараньяно стояла задача найти неожиданный ракурс, чтобы не повторять формат юбилейных показов. «Ретроспектива — это как симфония, а у нас камерная музыка», — говорит куратор. В трех главных залах («трио-соната») выставлены портреты и большие ню Базелица. В четырех смежных («струнный квартет») — рисунки художника и старых итальянских мастеров, которых он копировал, последние 40 лет подолгу живя в Италии. Конечно, не обошлось без его перевернутых картин, а также двух 5-метровых автопортретов, написанных прошлым летом. «Как и у Гойи, часть лучших работ Базелица относится к поздним годам жизни», — говорит куратор. 

Выставка еще одного неоэкспрессиониста, Йорга Иммендорфа (1945–2007), открылась в Фонде Кверини — Стампалья (до 24 ноября). Политика и злобо­дневность были в центре его искусства. Одно время он даже состоял в коммунистической партии, но быстро разочаровался в ее идеологии, оставаясь леваком и бунтарем. Его картины нередко попадали в центр скандалов в буржуазном немецком обществе, против которого художник боролся своим искусством. Венецианская выставка, проект Франческо Бонами, тоже не ретроспектива. Она сфокусирована на главной для Иммендорфа теме — исследовании собственной идентичности как художника и гражданина. Это не классический автопортрет, а в буквальном смысле интервенция в происходящее в картине. «В конце 1960-х — ­1970-х, когда живопись воспринималась как предательство революции, Иммендорф не только не отказался от нее, но превратил в мощный политический инструмент, — говорит Бонами. — В то же время относясь к живописи без особого почтения, он снова и снова бросал ей вызов. В истории искусства есть только один такой бунтарь — Эль Греко, тоже ломавший шаблоны своего времени». 

Собор Сан-Джорджо Маджоре отдал свое пространство под выставку (до 13 октября) американца Шона Скалли (р. 1945). Бенедиктинские монахи, которым принадлежит церковь, не первый раз выставляют современное искусство. Вспомнить хотя бы проекты Микеланджело Пистолетто и Аниша Капура. В случае Скалли, посвятившего свое творчество размышлениям о «духовном» языком геометрической абстракции, лучшего места в Венеции было не найти. Более 40 работ — живопись, акварели, скульптуры — вдохновлены архитектурой Сан-Джорджо, шедевра Андреа Палладио, и средневековыми рукописями из монастырской библиотеки, по мотивам которых Скалли создал свой иллюстрированный манускрипт. Главный же здесь экспонат — десятиметровая скульптура «Пышное Вознесение» по мотивам библейской истории о лестнице Иакова.

Еще один американский классик Аршил Горки (1904–1948) представлен в Ка’Пезаро. Ретроспектива (до 22 сентября) собрала более 80 произведений из Музея Уитни, Национальной галереи в Вашингтоне, Тейт Модерн, Центра Помпиду. Здесь фигуративные работы 1920–1930-х, созданные под влиянием Сезанна и Пикассо, и зрелые абстрактные 1940-х, когда художник нашел свой стиль, не без влияния сюрреализма, который пришел в Америку с переехавшими в Нью-Йорк европейскими сюрреалистами. Их вождь Андре Бретон был настолько очарован картинами Горки, что написал предисловие к каталогу его выставки в 1945 году. Сюрреализм сюрреализмом, но именно эти работы Горки сегодня считают провозвестниками абстрактного экспрессионизма, до триумфа которого сам художник не дожил, покончив с собой в 44 года. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+