18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни

№74
Материал из газеты

Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала

Старейшую американскую выставку современного искусства, которая проводится с 1937 года, а с 1973-го перешла в формат биеннале, в последнее время все чаще сопровождают скандалы. В 2012 году художники из движения Occupy Wall Street потребовали закрыть биеннале «за эксплуатацию музеем ее участников». В 2014 году в знак протеста против якобы расовой дискриминации отказалась от участия в биеннале афроамериканская группа Yams Collective. На прошлой выставке поводом для скандала стало выставленное там полотно «Открытый гроб» Даны Шюц с изображением темнокожего юноши Эммета Тилла, которого линчевали в 1955 году за связь с белой женщиной. Во всех трех случаях кураторы биеннале были приглашенными, как это принято в международной практике. Возможно, по этой причине руководство музея решило на этот раз назначить кураторами Биеннале Уитни двух своих штатных молодых сотрудниц — Джейн Панетту и Руджеко Хокли. «Мы, в свою очередь, постарались учесть всю полемику вокруг предыдущей биеннале и использовать ее уроки в позитивном ключе», — говорит Панетта. 

За время подготовки своего проекта кураторы посетили более 300 мастерских и отобрали работы 76, в основном молодых художников, работающих с актуальной тематикой — расовой, гендерной, экономического неравенства, но, как они уверяют, только «с позитивным посылом». Политкорректность тоже соблюдена: большинство участников цветные, а соотношение мужчин и женщин — ровно 50 на 50. 

Как говорит Хокли, она и ее сокуратор «стремились к тому, чтобы отразить текущий исторический момент, мир, в котором мы живем». По ее словам, им было «крайне важно» показать все разнообразие художественных практик: живопись, скульптуру, видео, фотографии, перформанс, саунд-арт. Большинство авторов здесь впервые выступают в формате биеннале, их имена пока ничего не говорят миру, и для них это шанс привлечь к себе внимание других крупных институций.

Однако без скандала не обошлось и на этот раз. Один из отобранных художников, Майкл Раковиц, отказался от участия, протестуя против вице-президента Музея Уитни Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа, которым разгоняли мигрантов на границе с Мексикой. Кураторам в этой ситуации оставалось лишь сказать то, что и так очевидно: про «очень непростые времена, которые мы сегодня переживаем», и что в этой ситуации главная миссия куратора заключается в том, чтобы оставаться преданным искусству и художникам, для которых биеннале — важная площадка для высказывания.  

Музей американского искусства Уитни
Биеннале Уитни
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+