18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton

№74
Материал из газеты

65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина этим летом получила возможность на время раздвинуть хронологические рамки своего собрания и назваться галереей XIX–XXI веков, поскольку принимает у себя выставку «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», где иные произведения из французского фонда еще не успели остыть после недавних престижных мировых турне. В целом же это показ искусства с 1947 по 2018 год — того, что на арт-рынке получило название «послевоенное и современное искусство». А это самый дорогой стринг продаж. 

Справка

БИОГРАФИЯ

Бернар Арно
Основатель Фонда Louis Vuitton, предприниматель

1949 Родился во французском городе Рубе в семье инженера
1987–1988 стал главным акцио­нером группы LVMH
2006 учредил фонд современного искусства Fondation Louis Vuitton
2014 открытие здания фонда в Париже
2017 выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Париже, организованная фондом вместе с российскими музеями, стала лауреатом Премии The Art Newspaper Russia
Дважды женат; сын Антуан женат на топ-модели Наталье Водяновой
2018 признан самым богатым человеком Европы, его состояние оценивалось в €81 млрд
16 апреля 2019 семья бизнесмена и группа LVMH выделили €200 млн на восстановление пострадавшего от пожара Нотр-Дам-де-Пари

Еще…

Избранные вещи из коллекции Фонда Louis Vuitton — 65 работ 20 художников из разных стран — занимают все три этажа Волхонки, 14. Они в известной мере меняют привычные интерьеры, оголившиеся после того, как гордость музея — работы импрессионистов и модернистов из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова отправились на выставки: одни — в главное здание ГМИИ на выставку «Щукин. Биография коллекции», другие — в Эрмитаж на выставку «Коллекция Морозовых». 

Кстати, занятное совпадение: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открылась в том же 2006 году, когда был основан Фонд Louis Vuitton. Художественным директором фонда стала Сюзанн Паже, куратор и экс-руководитель Музея современного искусства города Парижа. Сейчас она определяет и выставочную программу фонда, и закупки. Как у всякого давно практикующего критика и куратора, у нее имеются приоритеты: это Даниель Бюрен, Аннетт Мессаже и Пьер Юиг, проекты которых она курировала, — что вполне понятно. Сюзанн Паже внесла много нового в концепцию создания корпоративного собрания. Так же, как и Жан-Поль Клавери, советник Бернара Арно, главы холдинга LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton. За его плечами работа в кабинете прославленного министра культуры Жака Ланга. Бернар Арно прислушивается к советам своих гидов по искусству (в известном смысле он повторяет стратегию Ивана Морозова, консультировавшегося у художников и других собирателей), однако последнее слово остается за ним. Причем собственная коллекция господина Арно (в ней есть и Пикассо, и другая классика модернизма), как свидетельствует пресса, отличается от собрания Фонда Louis Vuitton, основанного как бы на принципе «ничего личного». Но это не так. Или не совсем так.

Каждый коллекционер с чего-то начинает. Бернар Арно начал с Клода Моне, чье полотно «Мост Чаринг-Кросс» (1902) он купил на Sotheby’s 1982 года в Нью-Йорке за $200 тыс. Пребывание в США, куда он в начале 1980-х временно перенес бизнес, видимо, сказалось на его пристрастиях как собирателя. Он полюбил афроамериканский шаманизм Жан-Мишеля Баскиа (полиптих Grillo 1984 года, представленный на выставке в ГМИИ, достался ему за $22 млн), Энди Уорхола, а также холодную абстракцию hard-edge painting 1960–1970-х (к примеру, подобную картину Элсуорта Келли Арно купил на Sotheby’s 2001 года за $1,43 млн). Кстати, любопытно будет посмотреть, как обошелся с произведением другого представителя hard-edge painting, Фрэнка Стеллы, француз Бертран Лавье. Судя по экспликации куратора, он перевел опус американца «Императрица Индии II» в некое подобие рекламы: краски оригинала в ремейке заменили неоновые лампы. Ну а где неон, там непременно и Дэн Флавин. Его зеленую флуоресцентную лампу 1963 года надо бы воспринимать как оммаж абстрактной работе «Зеленая полоса» (1917) Ольги Розановой. Известно, что Арно чуток к обаянию старинных брендов — возможно, это сказалось и на выборе работы американского минималиста, с респектом отнесшегося к творению амазонки русского авангарда.

Коллекционеры 2000-х не стесняются своих увлечений традиционными видами искусства — живописью и скульптурой. Фонд Louis Vuitton с гордостью выставляет абстракции Герхарда Рихтера 1980–1990-х, Зигмара Польке, послевоенные скульптуры Альберто Джакометти. Продвинутые в бизнесе новые коллекционеры (а собрание фонда относится к молодым) не скрывают интереса к продвинутому искусству: видео, перформансу и их альянсу — видеоперформансу. Сообразно одной из программных составляющих коллекции фонда, которая называется «Музыкально-звуковая линия» (скорее всего, это идея либо профессионального пианиста Арно, либо искушенной в арт-новациях Паже), выставка представит аудиовизуальные инсталляции Кристиана Болтански и Юига. На удивление обе они связаны с путешествиями в Южном полушарии. У первого это инсталляция из 800 звенящих на ветру японских колокольчиков в чилийской пустыне (работа посвящена памяти жертв диктатуры Пиночета 1970–1990-х). Второй показывает видео об абсурдистской экспедиции в Антарктиду в поисках пингвинов-альбиносов и некоего таинственного острова их обитания. Документация и координаты географического места с помощью причудливых технологий затем были переведены в партитуру. Этим музыкальным произведением вслед за американской и европейской публикой теперь может насладиться и наш слушатель-зритель.

И конечно, без главного произведения Фонда Louis Vuitton, без его здания в Булонском лесу, выставка не сможет обойтись. Будет показана фотодокументация о будто накрытом парусами здании, построенном в 2014 году Фрэнком Гери, изобретателем деконструктивизма в архитектуре. 

Выставки французских коллекций современного искусства в России

Французские коллекции современного искусства (тут надо иметь в виду не столько французское искусство, сколько французский взгляд на искусство) чаще, чем какие-либо другие, посещают нас. По крайней мере, так кажется. Вспомним хотя бы, как на излете советской эпохи к нам в 1989 году приехал чуть ли не весь Центр Помпиду с гигантской выставкой «Эпоха открытий», в которую знаменитый куратор и тогдашний директор институции Жан-Юбер Мартен вобрал все самое что ни на есть топовое французское и мировое модернистское и современное — от Марселя Дюшана и Пабло Пикассо до Ива Кляйна, Жана Тэнгли, Саркиса и Кристиана Болтански. Кажется, тогда после прохода по залам Пушкинского и Центрального дома художника (выставка была поделена между ними просто из-за огромного количества вещей) у многих из нас создалось впечатление, что мы теперь знаем все или почти все, что следует знать неравнодушному к современной мировой культуре человеку. Дальше — чуть ли не волна выставок 1990 года: безумные механизмы Тэнгли в ЦДХ, «Территория искусства» под кураторством великого Понтуса Хультена, первого директора Центра Помпиду. Благодаря его связям два этажа Корпуса Бенуа Русского музея просто прогибались под грузом шедевров современного искусства Европы и Америки, собранных по первостепенным музеям мира, и опусов молодых художников, приехавших в Ленинград, чтобы поработать in situ. В 1993-м мы стали свидетелями невиданной до тех пор у нас инициативы — выставки корпоративной коллекции современного искусства французской финансовой компании Caisse des dépôts et consignations. Как в такой институции могли оказаться работы современных мэтров: Жан-Пьера Бертрана, того же Кристиана Болтански, Жан-Марка Бустаманта, Даниеля Бюрена, Филиппа Казаля, Анжа Леччьи, Клода Рюто, Патрика Тозани, — было сложно понять (зачем им, капиталистам, такое заумное искусство?). А еще труднее было перевести на русский сопроводительные комментарии к произведениям, написанные французскими критиками на утонченном искусствоведческом птичьем языке. В 2000-х после обоймы персональных выставок Бустаманта, Фабриса Ибера, Бертрана Лавье, Аннетт Мессаже и Пьеррика Сорена — встреча с еще одной французской корпоративной коллекцией современного искусства, к тому же одной из ранних, собранием Renault Art («Встреча двух миров. Из коллекции Renault Art», Новый Манеж, 2010). Коллекция автомобильного концерна складывалась с 1966 по 1985 год, что было видно по ее составу: ар-брют Жана Дюбюффе, «новые реалисты» Арман и Тэнгли, их заморский коллега Роберт Раушенберг плюс ироничный перелицовщик рекламы исландец Эрро. 

Но, как говорится, времена меняются. Добавим, что и коллекции меняются вместе с ними. Лет 30 назад коллекционеры — и государственные, и частные — ставили главным образом на такие новые тренды, как искусство объекта, концептуальная документация и фотография, которая тогда восходила на пик моды (да так с него и не сходит: дома фотографии, фотофестивали и фотобиеннале плодятся, словно кролики). О живописи, то есть о картине, написанной красками и кистями на мольберте, было принято отзываться пренебрежительно — какая-то peinture de chevalet, воспоминания о XIX веке.

Например, культуртрегеры из Renault Art предпочитали озорных шестидесятников — неодадаистов Армана, Тэнгли и других, которых прикрывал комментариями известный арт-критик Пьер Рестани. К тому же бунтари от искусства работали с близким для корпорации материалом — железом (возможно, иные помнят культовый фильм Робера Энрико «Искатели приключений», где героиня Летиция резала автогеном и сваривала из обломков автомобилей неких арт-идолов). С конца 1980-х железяки начали уходить на второй план. Артистический мир стал более cold. Это международное похолодание, например, уловили кураторы коллекции Caisse des dépôts et consignations, а также Сюзанн Паже, тогдашний директор Музея современного искусства города Парижа, в 1989 году устроившая рафинированную выставку «Концептуальное искусство. Перспектива».

Продажа билетов на выставку доступна по ссылке.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное
19 июня – 29 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+