18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как Париж полвека назад восстал против общества потребления

№74
Материал из газеты

Исторические реликвии художественного протеста впервые показывают в Москве

«Преодоление искусства» — выставка в Московском музее современного искусства, которую нужно не только смотреть, но и читать. Афиши, плакаты, боевые листки, журналы, фильмы, объекты были созданы во Франции в 1950–1960-е в рамках радикально нового явления. Художники, адепты направлений «леттризм» и «ситуационизм», соединили поэзию, политику и акционизм, пытаясь создать нечто, что могло бы противостоять обществу потребления. 

Молодые революционеры от искусства были подобны иконоборцам своим желанием заменить образ в искусстве текстом, знаком, кадром, действием. Отказ от изображения в пользу текста казался им политическим жестом, который изменит мир. И хотя их максимализм остался утопией, почти все, что сделали тогда французские художники, вскоре вошло в художественную практику.

Сегодня артефакты тех времен, уже выцветшие, на пожелтевшей бумаге, выглядят как настоящие реликвии французской революции 1968 года. 

Экспозиция начинается с лозунгов Ги Дебора, выставленных в 1963 году в датском Оденсе. Один из них — «Преодоление искусства» —дал название всей выставке. Именно Дебор придумал ключевую для послевоенного искусства концепцию «общества спектакля», которое потребляет зрелища, но не имеет возможности управлять собственной жизнью. Рядом «Антиконцепт» Жиля Вольмана — огромная сферическая форма, на которую проецируются черно-белые кадры, а звуковая дорожка состоит из фонетической поэзии. В 1960-е годы Жерар Фроманже, один из основателей «Народного ателье афиш», выдул свое «Дыхание» из красного пластика и вышел с ним на улицы Парижа — его красные сферы, а также фотографии акций тоже можно увидеть на выставке. Революционеры от искусства не только вышли на улицы, но и приглашали зрителей к действию — в интерактивных объектах Хулио Ле Парка, Ивараля и других художников. На выставке можно увидеть объекты, вынесенные ими на улицы Парижа 19 апреля 1966 года. Среди них и знаменитая инсталляция Ле Парка «Нестабильный пол», где зрителю предлагается пройти по ряду подвижных блоков и попытаться достать свисающий с потолка надувной резиновый шар.  

Московский музей современного искусства
Преодоление искусства
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+