18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как Париж полвека назад восстал против общества потребления

№74
Материал из газеты

Исторические реликвии художественного протеста впервые показывают в Москве

«Преодоление искусства» — выставка в Московском музее современного искусства, которую нужно не только смотреть, но и читать. Афиши, плакаты, боевые листки, журналы, фильмы, объекты были созданы во Франции в 1950–1960-е в рамках радикально нового явления. Художники, адепты направлений «леттризм» и «ситуационизм», соединили поэзию, политику и акционизм, пытаясь создать нечто, что могло бы противостоять обществу потребления. 

Молодые революционеры от искусства были подобны иконоборцам своим желанием заменить образ в искусстве текстом, знаком, кадром, действием. Отказ от изображения в пользу текста казался им политическим жестом, который изменит мир. И хотя их максимализм остался утопией, почти все, что сделали тогда французские художники, вскоре вошло в художественную практику.

Сегодня артефакты тех времен, уже выцветшие, на пожелтевшей бумаге, выглядят как настоящие реликвии французской революции 1968 года. 

Экспозиция начинается с лозунгов Ги Дебора, выставленных в 1963 году в датском Оденсе. Один из них — «Преодоление искусства» —дал название всей выставке. Именно Дебор придумал ключевую для послевоенного искусства концепцию «общества спектакля», которое потребляет зрелища, но не имеет возможности управлять собственной жизнью. Рядом «Антиконцепт» Жиля Вольмана — огромная сферическая форма, на которую проецируются черно-белые кадры, а звуковая дорожка состоит из фонетической поэзии. В 1960-е годы Жерар Фроманже, один из основателей «Народного ателье афиш», выдул свое «Дыхание» из красного пластика и вышел с ним на улицы Парижа — его красные сферы, а также фотографии акций тоже можно увидеть на выставке. Революционеры от искусства не только вышли на улицы, но и приглашали зрителей к действию — в интерактивных объектах Хулио Ле Парка, Ивараля и других художников. На выставке можно увидеть объекты, вынесенные ими на улицы Парижа 19 апреля 1966 года. Среди них и знаменитая инсталляция Ле Парка «Нестабильный пол», где зрителю предлагается пройти по ряду подвижных блоков и попытаться достать свисающий с потолка надувной резиновый шар.  

Московский музей современного искусства
Преодоление искусства
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+