Царь из хрусталя

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Мануфактура Daum уже 140 лет создает великолепные хрустальные шедевры, а недавно выпустила ограниченную серию скульптур специально для российских поклонников марки

Инструменты для работы с глиной в художественной мастерской Daum
Инструменты для работы с глиной в художественной мастерской Daum

Знаменитая французская мануфактура художественного хрусталя Daum в прошлом году отметила 140-летие. Своим появлением в 1878 году она обязана поистине счастливому случаю: юрист Жан Дом, никак до этого не связанный со стекольным производством, получил в пользование небольшую фабрику в городе Нанси в качестве оплаты за долги. К развитию нового семейного дела подключились сыновья Жана — Антонин и Огюст, благодаря деловой хватке которых бизнес быстро разросся, сделав Daum одним из крупнейших во Франции производителей художественного стекла. Спустя несколько десятилетий на волне популярности производства хрусталя компания отказалась от создания предметов из стекла. Антонин, не на шутку увлекшийся хрупким материалом, постоянно искал новые техники и методы. Именно он поручил мастерам мануфактуры освоить и, можно сказать, возродить технику pâte de verre (фр. «тесто из стекла»), известную со времен Древнего Египта, в ее основе лежит принцип плавления мельчайших хрустальных осколков. Сложный и многоступенчатый метод с использованием техники утраченного воска, который не применяют больше нигде в мире, принес компании небывалую славу. Уникальная технология используется Daum до сих пор. 

Хрустальная скульптура Daum, созданная специально для России
Хрустальная скульптура Daum, созданная специально для России

Процесс создания каждого предмета невероятно трудозатратный. Все начинается в глиняной мастерской. Художники-скульпторы работают здесь именно с глиной, поскольку на последующих этапах такие прототипы полностью сохраняют свою форму, не поддаваясь деформации. Готовую глиняную скульптуру с заранее продуманными вариантами технических трубок и оснований (дополнительные части, которые будут образовывать полости для заливки воска и хрустальной массы) повторяют в силиконовом «негативе». Эти шаблоны наполняют пластиковой массой — из нее создают первый, пробный образец скульптуры, чтобы увидеть все недочеты и слабые места. Далее идет процесс усовершенствования, и он может повторяться несколько раз. Финальный вариант прототипа погружают в жидкий силикон, создавая шаблон уже для производства хрустальных фигур, а далее в гипс. Застывая, он образует твердую основу и позволяет шаблону держать форму. Следом заливается воск, застывание которого может занять как несколько часов, так и несколько дней, в зависимости от размера предмета. Затем восковой образец извлекают из формы и отправляют на доработку, в нем всегда найдутся несовершенства: отверстия от пузырьков, небольшой выступ по шву соединения силиконовой формы, углубления и прочее. Когда восковой прототип готов, его в специальном коробе заливают жидким гипсом. Высохший куб помещают в специальную печь, где нагрев осуществляется не огнем, а паром, благодаря чему воск медленно и равномерно плавится и вытекает, оставляя внутри уже гипсовый «негатив» будущей скульптуры. Для ее создания используют цветные хрустальные заготовки: порошок (к нему прибегают крайне редко из-за сильного образования пузырьков), крошку и более крупные болванки. Кстати, в палитре бренда рекордные для хрустального производства 45 цветов. К полой гипсовой форме приставляют глиняные воронки (на самом деле обычные цветочные горшки). Мастера горячего цеха наполняют их разноцветными хрустальными заготовками и наконец отправляют форму в печь. Запекание происходит при температуре 870 градусов Цельсия; хрусталь медленно тает и стекает в гипсовый шаблон, полностью заполняя пространство. Фигуры небольшого размера запекаются в среднем семь дней, для более крупных иногда требуется до пяти недель. Извлекают скульптуру, несмотря на хрупкий объект внутри, с помощью пилы и молотка. Надпиливая и простукивая куб, мастер цеха постепенно освобождает хрустальный шедевр. Но и это не конец. Каждая скульптура проходит процесс обрезки и шлифовки, когда удаляются дополнительно нарощенные технические части и сглаживаются контуры. Завершается все ручной гравировкой названия бренда и серийного номера. 

Хрустальные заготовки
Хрустальные заготовки

Казалось бы, один только процесс создания предметов Daum можно считать произведением искусства, но бренду этого недостаточно, поэтому мануфактура с завидным постоянством приглашает к сотрудничеству творческих личностей — художников, дизайнеров, скульпторов. Первопроходцем был сам Сальвадор Дали. В этом списке также числятся Арман, Жан Кокто, Палома Пикассо, Сезар и еще три с лишним сотни имен. Среди недавно отметившихся — стрит-арт-художник Kongo, скульптор Ришар Орлински и художница Лоранс Боннель.

Не так давно эксклюзивно для российских поклонников Daum представил скульптуру гордого льва в цвете Appaloosa — черный хрусталь при свете переливается оттенками баклажанового и коричневого. Царь зверей запечатлен мастерами в расслабленной, но оттого не менее величественной позе.   

Хрустальная скульптура Daum, созданная специально для России
Хрустальная скульптура Daum, созданная специально для России

Зрелищность его облику придает сочетание полированного и матового хрусталя, передающего блеск лоснящейся шкуры и игру мышц. Каждое изделие ограниченной серии из 125 экземпляров пронумеровано и подписано. Уникальное произведение длиной 46 см и высотой 19,5 см эксклюзивно представлено для российской публики в Москве в бутике Daum на Никольской улице, в Gallery Royal и ЦУМе, а также в ДЛТ в Санкт-Петербурге. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+