18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фламандские мастера на своих местах

№69
Материал из газеты

В Бельгии работы великих можно увидеть в тех храмах, замках и ратушах, для которых они были созданы — в рамках программы «Фламандcкие мастера in situ»

Flemish Masters in Situ — специальный раздел программы, предоставляющий возможность увидеть произведения художников XV–XVII веков на тех самых местах, для которых они были созданы. Часовни, аббатства, бегинажи (приюты монашек), замки и ратуши, вошедшие в программу, обычно закрыты для публики или расположены в стороне от стандартных туристических маршрутов. К лету 2019 года обещают открыть около полусотни таких мест.

Начать стоит с встречи с главным художником фламандского барокко — Рубенсом. На полпути из Брюсселя в Гент (и всего в получасе езды от любого из них) расположен Алст — небольшой уютный городок, который когда-то был столицей фламандской части Священной Римской империи и центром книгопечатания, где увидели свет записки Христофора Колумба о Новом Свете. Изящная ратуша Алста XIII века с карильоном на 52 колокола едва ли не самая древняя во Фландрии. Но главное сокровище скрыто в соборе Святого Мартина — алтарь Святого Роха, почитавшегося как защитник от чумы, с четырехметровым полотном Питера Пауля Рубенса.

Гигантский размах соразмерен масштабу проблемы: вакцину от «черной смерти» разработали только в ХХ веке, а до того она уносила сотни тысяч жизней. По преданию, родившийся во Франции святой Рох странствовал по Италии, ухаживая за больными и чудесным образом их исцеляя. Алтарную картину Рубенсу заказало братство святого Роха в Алсте, к 1626 году работа была завершена. В нижней части полотна со всем положенным для барокко трагизмом воздевают руки к небесам несчастные жертвы болезни, над ними спускающийся с небес Христос указует перстом на золотую табличку в руках ангела, на которой начертано предназначение святого Роха. 

Насладившись Рубенсом, стоит оценить работы его ученика Антониса ван Дейка. В центре главного бельгийского туристического треугольника Брюссель — Гент — Антверпен расположен город Дендермонде. Здесь главная цель — собор Богоматери Дендермонде XIV века, образец поздней готики с шестиугольной башней, возвышающейся над городом. Внутри ждут росписи XV–XVII столетий, романская крестильная купель XI века, роскошная резная кафедра, живопись Давида Тенирса Старшего и Гаспара де Крайера и, наконец, в правом нефе — «Поклонение пастухов» ван Дейка. 

Большая алтарная картина написана в 1631 году. К тому времени ван Дейк давно вышел из-под крыла Рубенса, совершил первую поездку в Англию, пожил в Италии и Германии и вернулся в Антверпен. Монументальность замысла сочетается с индивидуальностью каждого персонажа, нежностью Марии к спящему младенцу, страстностью уверовавших пастухов и благоговением Иосифа. Отдельного внимания заслуживают детали:  головки парящих херувимов, животные у левого края и связанный агнец на переднем плане — символ будущей жертвы Спасителя. Еще один алтарный образ, «Распятие», написанное ван Дейком годом раньше, находится в Генте в соборе Святого Михаила. 

Гент особенно богат на сокровища in situ. Музей истории города (STAM) занимает аббатство XIV века, и в его трапезной сохранились не только готические своды, но и оригинальная роспись того же времени. Восточную стену украшает «Тайная вечеря» неизвестного автора, напротив которой изображены Иоанн Креститель, считающийся святым покровителем Гента, и помощник моряков и путешественников святой Христофор. В действующем монастыре августинцев благодаря программе можно увидеть работу «Обрезание Христа» одного из первых фламандских караваджистов Мельхиора де ла Марса. А бегинаж, посвященный Богоматери, сам по себе заслуживает внимания как сохранившийся архитектурный ансамбль с внутренним двором вокруг церкви и небольшими домами, в которых располагались кельи бегинок, а сейчас живут горожане. 

Список мест, открытых для посещения, и часы работы доступны на официальном сайте.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+