Фламандские мастера на своих местах

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

В Бельгии работы великих можно увидеть в тех храмах, замках и ратушах, для которых они были созданы — в рамках программы «Фламандcкие мастера in situ»

Ян Эразм Квеллин. «Иисус приглашен к Симону-фарисею». Вестерло. Аббатскаяцерковь. Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander
Ян Эразм Квеллин. «Иисус приглашен к Симону-фарисею». Вестерло. Аббатскаяцерковь.
Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander

Flemish Masters in Situ — специальный раздел программы, предоставляющий возможность увидеть произведения художников XV–XVII веков на тех самых местах, для которых они были созданы. Часовни, аббатства, бегинажи (приюты монашек), замки и ратуши, вошедшие в программу, обычно закрыты для публики или расположены в стороне от стандартных туристических маршрутов. К лету 2019 года обещают открыть около полусотни таких мест.

Неизвестный автор. «Оплакивание Христа». Витраж. Замок Лоппем. Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander
Неизвестный автор. «Оплакивание Христа». Витраж. Замок Лоппем.
Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander

Начать стоит с встречи с главным художником фламандского барокко — Рубенсом. На полпути из Брюсселя в Гент (и всего в получасе езды от любого из них) расположен Алст — небольшой уютный городок, который когда-то был столицей фламандской части Священной Римской империи и центром книгопечатания, где увидели свет записки Христофора Колумба о Новом Свете. Изящная ратуша Алста XIII века с карильоном на 52 колокола едва ли не самая древняя во Фландрии. Но главное сокровище скрыто в соборе Святого Мартина — алтарь Святого Роха, почитавшегося как защитник от чумы, с четырехметровым полотном Питера Пауля Рубенса.

Гигантский размах соразмерен масштабу проблемы: вакцину от «черной смерти» разработали только в ХХ веке, а до того она уносила сотни тысяч жизней. По преданию, родившийся во Франции святой Рох странствовал по Италии, ухаживая за больными и чудесным образом их исцеляя. Алтарную картину Рубенсу заказало братство святого Роха в Алсте, к 1626 году работа была завершена. В нижней части полотна со всем положенным для барокко трагизмом воздевают руки к небесам несчастные жертвы болезни, над ними спускающийся с небес Христос указует перстом на золотую табличку в руках ангела, на которой начертано предназначение святого Роха. 

Питер Пауль Рубенс. «Христос назначает святого Роха святым покровителем больных чумой». Алст. Церковь Св. Мартина. Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander
Питер Пауль Рубенс. «Христос назначает святого Роха святым покровителем больных чумой». Алст. Церковь Св. Мартина.
Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander

Насладившись Рубенсом, стоит оценить работы его ученика Антониса ван Дейка. В центре главного бельгийского туристического треугольника Брюссель — Гент — Антверпен расположен город Дендермонде. Здесь главная цель — собор Богоматери Дендермонде XIV века, образец поздней готики с шестиугольной башней, возвышающейся над городом. Внутри ждут росписи XV–XVII столетий, романская крестильная купель XI века, роскошная резная кафедра, живопись Давида Тенирса Старшего и Гаспара де Крайера и, наконец, в правом нефе — «Поклонение пастухов» ван Дейка. 

Большая алтарная картина написана в 1631 году. К тому времени ван Дейк давно вышел из-под крыла Рубенса, совершил первую поездку в Англию, пожил в Италии и Германии и вернулся в Антверпен. Монументальность замысла сочетается с индивидуальностью каждого персонажа, нежностью Марии к спящему младенцу, страстностью уверовавших пастухов и благоговением Иосифа. Отдельного внимания заслуживают детали:  головки парящих херувимов, животные у левого края и связанный агнец на переднем плане — символ будущей жертвы Спасителя. Еще один алтарный образ, «Распятие», написанное ван Дейком годом раньше, находится в Генте в соборе Святого Михаила. 

Теодор ван Лоон. «Иисус коронует святую Урсулу. Церковь при бегинаже в Брюсселе. Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander
Теодор ван Лоон. «Иисус коронует святую Урсулу. Церковь при бегинаже в Брюсселе.
Фото: www.lukasweb.be - Art in Flander

Гент особенно богат на сокровища in situ. Музей истории города (STAM) занимает аббатство XIV века, и в его трапезной сохранились не только готические своды, но и оригинальная роспись того же времени. Восточную стену украшает «Тайная вечеря» неизвестного автора, напротив которой изображены Иоанн Креститель, считающийся святым покровителем Гента, и помощник моряков и путешественников святой Христофор. В действующем монастыре августинцев благодаря программе можно увидеть работу «Обрезание Христа» одного из первых фламандских караваджистов Мельхиора де ла Марса. А бегинаж, посвященный Богоматери, сам по себе заслуживает внимания как сохранившийся архитектурный ансамбль с внутренним двором вокруг церкви и небольшими домами, в которых располагались кельи бегинок, а сейчас живут горожане. 

Список мест, открытых для посещения, и часы работы доступны на официальном сайте.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+