18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Лучита Уртадо: «Марсель Дюшан делал мне массаж»

В галерее Serpentine открылась выставка Лучиты Уртадо — художницы, ставшей известной в 95 лет

Родившаяся в Венесуэле 98-летняя художница представила почти 100 своих произведений на выставке «Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь», которая открылась в лондонской Serpentine Gallery. Затем выставка отправится в Художественный музей округа Лос-Анджелес и в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико (точные даты будут объявлены позже).

Это первая за всю жизнь выставка Уртадо в такой крупной институции. В 2016 году ее работы показывали в лос-анджелесской Park View Gallery, а в 2018-м ряд картин вошел в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера. При этом художницу, которая была музой многих известных современников, открыли случайно: работавший с одним из ее мужей, Ли Малликаном, Райан Гуд обратил внимание на инициалы «Л. У.» на некоторых произведениях. Уртадо заинтересовался арт-директор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, благодаря чему и состоялась нынешняя ретроспектива.

Сейчас в Лондоне можно увидеть произведения, созданные с 1940-х годов и до наших дней. В числе представленных серий — как автопортреты 1960-х, когда Уртадо начала писать на холстах “I Am” («Я…»), так и более поздние работы, отражающие ее интерес к экологическому активизму. 

В США Лучита Уртадо переехала с родителями в 1928 году. В юности работала fashion-иллюстратором в Condé Nast в Нью-Йорке. Позднее перебралась в Мехико, а в конце 1940-х вернулась в Америку, на этот раз в город Милл-Вэлли в Калифорнии, где сотрудничала с увлекавшейся мистицизмом группой Dynaton (членами группы также были двое ее мужей — Ли Малликан и Вольфганг Паален).

В беседе с Хансом Ульрихом Обристом, состоявшейся в 2018 году, Уртадо рассказала о своих отношениях и встречах с самыми разными влиятельными художниками. В их числе был мексиканский сюрреалист Руфино Тамайо, знакомство с которым состоялось в 1941 году. «Мы играли во всякие игры. Например, указывали на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивали: „Из каких красок смешать этот цвет?“ или „Как написать вот это?“. Он писал картины у меня на кухне, это было довольно необычно», — рассказала художница. Кроме того, она была музой дадаиста Ман Рэя, который фотографировал ее в Лос-Анджелесе в 1947-м. 

С Марселем Дюшаном она познакомилась в том же году в Нью-Йорке. «Я обожала Марселя. Он был замечательный, — говорит она. — Помню, однажды я собиралась ложиться спать, и тут он неожиданно пришел в дом к Жанне [Рейнал]… Я надела халат и спустилась к нему босиком. Когда я села на диван и вытянула ноги, он подошел, сел рядом со мной и начал делать мне массаж стоп. Было очень приятно. Но потом вокруг этого массажа ходило столько слухов!»


Serpentine Gallery
Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+