18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучита Уртадо: «Марсель Дюшан делал мне массаж»

В галерее Serpentine открылась выставка Лучиты Уртадо — художницы, ставшей известной в 95 лет

Родившаяся в Венесуэле 98-летняя художница представила почти 100 своих произведений на выставке «Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь», которая открылась в лондонской Serpentine Gallery. Затем выставка отправится в Художественный музей округа Лос-Анджелес и в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико (точные даты будут объявлены позже).

Это первая за всю жизнь выставка Уртадо в такой крупной институции. В 2016 году ее работы показывали в лос-анджелесской Park View Gallery, а в 2018-м ряд картин вошел в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера. При этом художницу, которая была музой многих известных современников, открыли случайно: работавший с одним из ее мужей, Ли Малликаном, Райан Гуд обратил внимание на инициалы «Л. У.» на некоторых произведениях. Уртадо заинтересовался арт-директор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, благодаря чему и состоялась нынешняя ретроспектива.

Сейчас в Лондоне можно увидеть произведения, созданные с 1940-х годов и до наших дней. В числе представленных серий — как автопортреты 1960-х, когда Уртадо начала писать на холстах “I Am” («Я…»), так и более поздние работы, отражающие ее интерес к экологическому активизму. 

В США Лучита Уртадо переехала с родителями в 1928 году. В юности работала fashion-иллюстратором в Condé Nast в Нью-Йорке. Позднее перебралась в Мехико, а в конце 1940-х вернулась в Америку, на этот раз в город Милл-Вэлли в Калифорнии, где сотрудничала с увлекавшейся мистицизмом группой Dynaton (членами группы также были двое ее мужей — Ли Малликан и Вольфганг Паален).

В беседе с Хансом Ульрихом Обристом, состоявшейся в 2018 году, Уртадо рассказала о своих отношениях и встречах с самыми разными влиятельными художниками. В их числе был мексиканский сюрреалист Руфино Тамайо, знакомство с которым состоялось в 1941 году. «Мы играли во всякие игры. Например, указывали на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивали: „Из каких красок смешать этот цвет?“ или „Как написать вот это?“. Он писал картины у меня на кухне, это было довольно необычно», — рассказала художница. Кроме того, она была музой дадаиста Ман Рэя, который фотографировал ее в Лос-Анджелесе в 1947-м. 

С Марселем Дюшаном она познакомилась в том же году в Нью-Йорке. «Я обожала Марселя. Он был замечательный, — говорит она. — Помню, однажды я собиралась ложиться спать, и тут он неожиданно пришел в дом к Жанне [Рейнал]… Я надела халат и спустилась к нему босиком. Когда я села на диван и вытянула ноги, он подошел, сел рядом со мной и начал делать мне массаж стоп. Было очень приятно. Но потом вокруг этого массажа ходило столько слухов!»


Serpentine Gallery
Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+