18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Святую Русь» приведут в порядок

№73
Материал из газеты

Знаменитая картина Михаила Нестерова переехала из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую

В течение ближайших месяцев одна из самых известных работ художника, «Святая Русь», будет скрыта от глаз публики и проведет полгода под пристальным вниманием реставраторов. Это первая комплексная реставрация, которую предстоит пройти картине, после чего, как планируют хранители, ее можно будет отправлять и на выездные выставки.

Последний раз вне петербургского музея «Святая Русь» была показана в 2000 году на выставке в Сан-Марино, когда весь мир отмечал 2 тыс. лет христианства. Произведение размером 2,33х3,75 м внешне выглядит вполне благополучно, но недавно реставраторы отметили заметные деформации красочного слоя. Тенденция к расслоению сохраняется, и решить эту проблему, по мнению специалистов, уже нельзя простыми консервативными средствами. «Тщательно изучая картину, мы обнаружили обширные деформации по углам полотна и жесткий кракелюр по центру, — рассказала Наталия Романова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. — Это не было бы критичным, если бы общее состояние картины было хорошим, но, увы, все полотно требует комплексной реставрации».

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. В результате связь между красочными слоями ослабла, особенно сильное расслоение заметно по краям изломов и кракелюров, что приводит к утратам красочного слоя. Сейчас этот процесс носит уже хронический характер. Даже в местах старых заклеек, которыми пытались удержать краску от расслоения, видно, что кракелюры продолжают образовываться.
Судьба одной из самых известных работ Нестерова вообще была непростой. Законченную картину он представил публике в 1907 году. Специалисты отмечали мастерство автора в написании пейзажа (художника вдохновили виды Соловков), в изображении фигур и лиц простых людей, стоящих перед Христом. Моделями Нестерову послужили дети, встреченные им близ подмосковных Мытищ, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры. Женщины справа написаны художником с сестры, Александры Васильевны, и матери, Марии Михайловны.

Однако картина вызвала бурную и неоднозначную реакцию. В стране только что отгремела первая революция, и общество критически восприняло религиозно-консервативную по своему характеру работу Нестерова. Лев Толстой назвал ее «панихидой русскому православию», а фигуру Христа сравнил с итальянским тенором. В 1921 году картина попала в Русский музей, где заняла место в экспозиции, но уже к концу десятилетия, в соответствии с идеологическими установками, ее убрали в запасники. Нестеров протестовал, писал письма в правительство, но «Святая Русь» оставалась в хранилище до 1970-х годов.

Сейчас специалистам предстоит удалить старые реставрационные тонировки, записи, мастиковки, поскольку почти все они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделяются на живописной поверхности. Но самая главная задача — максимально укрепить красочные слои по всей площади полотна и усилить их сцепление с грунтом. По планам реставрация должна завершиться уже этой осенью. Работы ведутся при финансовой поддержке ПАО «Газпром». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+