18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антонио Канова держал в уме великое наследие античности

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками

Антонио Канова. «Тезей и Пирифой готовятся к похищению Елены». 1799. Фото: Gypsotheca e Museo Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Тезей и Пирифой готовятся к похищению Елены». 1799.
Фото: Gypsotheca e Museo Antonio Canova, Possagno

Вряд ли можно было найти лучшее место для выставки «Канова и античность», чем Национальный археологический музей Неаполя с его великолепной коллекцией. Современники сравнивали Антонио Канову (1757–1822), самого знаменитого скульптора неоклассицизма, с выдающимися ваятелями Древней Греции и Древнего Рима. С античным искусством Канова познакомился, приехав в 1780 году в Рим, после того как окончил венецианскую Академию художеств и поработал некоторое время в Венеции. Под сильнейшим впечатлением от увиденного в Вечном городе Канова после любил повторять, что великое наследие античности «нужно держать в уме, чувствовать в крови, пока оно не станет естественным, как сама жизнь». А насколько полно он сумел воплотить свое творческое кредо, можно оценить, сравнивая, например, гипсовые версии его атлетов «Кревга» и «Дамоксена» (1794–1795) с исполинским музейным «Геркулесом Фарнезским» или «Тезея и Минотавра» (1782) с античным «Отдыхающим Гермесом». Эту бронзовую скульптуру Канова увидел в 1780 году в летней резиденции неаполитанского короля Карла VII в Портичи. 

Антонио Канова. «Кающаяся Мария Магдалина». 1790. Фото: Musei di Strada Nuova - Palazzo bianco, Genova
Антонио Канова. «Кающаяся Мария Магдалина». 1790.
Фото: Musei di Strada Nuova - Palazzo bianco, Genova

На выставке представлено более 110 произведений Кановы: скульптуры, рисунки, эскизы, а также — впервые после недавней реставрации — 34 темперы и акварели, вдохновленные помпейскими фресками. Их предоставила глиптотека Музея Антонио Кановы в Поссаньо, родном городе скульптора. Целых шесть мраморных скульптур привезли из Государственного Эрмитажа, где хранится самая крупная в мире коллекция работ Кановы, в том числе знаменитые «Три грации» (1813–1817). Из других примечательных вещей здесь — «Аполлон, венчающий себя венком» (1781–1782) из Музея Гетти в Лос-Анджелесе и одна из мраморных версий «Кающейся Магдалины» из Музеев ди Страда Нуова в Генуе. 

Антонио Канова. «Три грации». Фото: Leonard Kheifets, San Pietroburgo, Museo Statale Ermitage, 2019
Антонио Канова. «Три грации».
Фото: Leonard Kheifets, San Pietroburgo, Museo Statale Ermitage, 2019

Отдельная тема выставки — Антонио Канова в Неаполе, куда впервые он приехал еще совсем молодым человеком, совершая гранд-тур, а после возвращался уже знаменитым мастером для выполнения заказов местных правителей и высшей знати. Первая его неаполитанская скульптура — «Венера и Адонис» (1789–1794) — представлена на выставке в гипсовой копии. Мраморный оригинал находится в Женевском музее искусства и истории и не подлежит транспортировке. В 1795 году работу приобрел маркиз Франческо Берио и выставил в отдельном павильоне для публики, но вскоре вынужден был его закрыть из-за невиданного наплыва посетителей.  

Национальный археологический музей Неаполя
Канова и античность
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+