Приключения итальянцев в Эрмитаже

В Петербург привезли парные портреты Якопо Тинторетто из Венеции, а также бюст Антонио Кановы из римских Капитолийских музеев

Парный портрет кисти Якопо Тинторетто из собраний Музея Коррера — Галерей Венецианской академии. Фото: Наталья Шкуренок
Парный портрет кисти Якопо Тинторетто из собраний Музея Коррера — Галерей Венецианской академии.
Фото: Наталья Шкуренок

Государственный Эрмитаж представил публике два парных портрета кисти Якопо Тинторетто и экспозицию, посвященную неаполитанским композиторам при дворе императрицы Екатерины II. Обе выставки приурочены к проведению VII Санкт-Петербургского международного культурного форума и к Дням Италии в России.

Показом двух парных портретов, предоставленных Фондом городских музеев Венеции, Эрмитаж присоединился к мировому празднованию 500-летия со дня рождения Тинторетто. Младший современник Тициана, официально признанный мастер, Якопо Тинторетто занимался преимущественно исторической живописью и написанием портретов. Он нередко выполнял заказы высокопоставленных венецианских чиновников и магистратов. К таким портретам относятся и выставленные в Эрмитаже. Они происходят из палаццо деи Камерленги у моста Риальто, резиденции казначеев Венецианской республики. Тинторетто изобразил служащих Соляной палаты (торговля солью с XII века была основным источником колоссального богатства Венеции). Имена чиновников не известны, на картине нет даже изображений гербов семей, к которым они принадлежали.

Антонио Канова. Бюст Доменико Чимарозы. Фото: Наталья Шкуренок
Антонио Канова. Бюст Доменико Чимарозы.
Фото: Наталья Шкуренок

Некоторое время считалось, что эти портреты выполнили подмастерья Тинторетто, а не он сам, но проведенная недавно полная реставрация подтвердила, что головы и лица исполнены мастером, а фигуры, одежда и атрибуты — учениками, что в то время было обычной практикой. Выдающееся мастерство портретиста отмечали все исследователи этих картин. Именно их отметил Марко Боскини, венецианский художник, гравер и торговец произведениями искусства раннего барокко, как «единственные в своем роде изображения сенаторов кисти Тинторетто», находящиеся в Соляной палате. Кстати, в ходе реставрации было установлено, что портрет одного из сенаторов написан поверх другого лица — вероятно, в процессе работы над картиной позировавший Тинторетто умер или уступил свою должность другому.

Гаспаре Траверси. «Играющий на мандоле». Фото: Наталья Шкуренок
Гаспаре Траверси. «Играющий на мандоле».
Фото: Наталья Шкуренок

Другая итальянская выставка, открытая в фойе Эрмитажного театра, напрямую связана с музыкой, оперой и итальянскими композиторами при дворе Екатерины II — Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой. Их обоих российская императрица пригласила в Петербург в качестве капельмейстеров, придворных композиторов. Паизиелло прожил в России семь лет и за это время написал почти десять опер, две из которых хорошо известны русским любителям музыки — «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник» (этот сюжет впоследствии использовал гениальный Джоаккино Россини). Доменико Чимароза служил при дворе четыре года, учил музыке внуков императрицы, написал несколько опер. За службу Екатерина подарила композиторам два уникальных клавесина: один — работы русского мастера Михаила Киршника, другой — англичанина Адама Бейера. Оба инструмента музыканты забрали с собой в Неаполь, и сейчас они хранятся в местной консерватории.

На выставку в Эрмитаже приехали не только эти инструменты, но и собственноручные партитуры Чимарозы и Паизиелло. А также портрет Паизиелло (копия с картины Элизабет Виже-Лебрен) и мраморный бюст Чимарозы работы Антонио Кановы из Капитолийских музеев Рима. Дополняет экспозицию картина «Играющий на мандоле» кисти неаполитанца Гаспаре Траверси из музея дворца Лифранки и семь полотен из коллекции самого Эрмитажа.

Обе выставки можно увидеть в залах Эрмитажа до 25 ноября.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+