В Центре Помпиду раскрывают архаические истоки современного искусства

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

На выставке «Предыстория. Энигма модернизма» можно увидеть произведения Поля Сезанна, Луиз Буржуа и Альберто Джакометти в сопровождении работ анонимных художников, творивших в палеолите, неолите и бронзовом веке

Наскальные росписи, открытые в конце 1870-х годов в испанской пещере Альтамира. Фото: Cueva Mano
Наскальные росписи, открытые в конце 1870-х годов в испанской пещере Альтамира.
Фото: Cueva Mano

О связи доисторического искусства с модернистским много говорилось на протяжении всего ХХ века. И не без оснований: с некоторых пор художники начали впрямую манифестировать обращение к архаике, видя в этом путь к обновлению «одряхлевшей» современной культуры. 

Хотя, если разбираться, станет понятно, что образчики примитивного искусства привлекали амбициозных авторов разными своими свойствами. Одни искали в древних изображениях неиссякаемый источник хтонической мощи, другие мечтали избавить цивилизацию от излишней «искусственности», третьи стремились перекодировать пластику в технологических целях. 

Луиз Буржуа. «Безрукая женщина». 1969. Фото: The Easton Foundation / Adagp, Paris, 2019
Луиз Буржуа. «Безрукая женщина». 1969.
Фото: The Easton Foundation / Adagp, Paris, 2019

Наскальные росписи, открытые в конце 1870-х годов в испанской пещере Альтамира, вызвали всплеск интереса к теме доисторического искусства. Однако и без того уже накопилась критическая масса всевозможных находок. Ученые их систематизировали, а художники интерпретировали — и процесс продолжается по сей день. Правда, трудновато представить себе современных творцов за чтением журнала наподобие «Вестника археологии», но все же по прошествии сотни с лишним лет тренд как таковой не угас. Проблематику такого рода решили всколыхнуть и осмыслить в парижском Центре Жоржа Помпиду. Знаковыми и наиболее значимыми фигурами из новейших времен в экспозиции «Предыстории» выступают Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Альберто Джакометти, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, и список ими не исчерпывается. Доисторическую эпоху представляют анонимные художники, творившие в палеолите, неолите и бронзовом веке. Распорядителями их безымянного наследия выступит ряд французских музеев, отвечающих за зарю человечества. 

Разумеется, все сопоставляется между собой нелинейно, поскольку в строгой хронологии при такой постановке вопроса нет никакого смысла. Тут уже все зависит от кураторской интуиции, насколько уместным и убедительным оказывается соседство мегалитов, идолов и орнаментов с работами классиков нашего времени. А для культурологического контекста кураторы подготовили еще и обширное мультимедийное сопровождение — от хроник реальной археологии до кинематографического фэнтези в духе «Космической одиссеи 2001 года» и «Парка юрского периода». 

Центр Жоржа Помпиду
Предыстория. Энигма модернизма
8 мая – 16 сентября

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+