18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Первая в России ретроспектива Генриха Худякова проходит в Москве

№73
Материал из газеты

На выставке Jumbo Love© в Московском музее современного искусства показывают объекты, авторские книги, перформативные практики, фото и видео художника Генриха Худякова, уехавшего в США в 1974 году

Генриха Худякова (1930–2019) называли «Хлебниковым русского зарубежья». Поэт, переводчик, он уехал из СССР в США в 1970-е и с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. На выставке ассамбляжи Худякова сопровождают его стихи и тексты, написанные на стенах и звучащие с экранов мониторов. Поэзия здесь преобразуется в орнаменты из культовых знаков, древних символов и иррациональных чисел. 

Еще в СССР Худяков увлекался мистикой, а в Нью-Йорке вошел в образ сэра Галахада, одного из рыцарей короля Артура. В своих объектах он пытался объединить мистицизм и последние научные достижения, рассчитывал пропорции узоров, обращаясь к кельтским манускриптам и к фрактальной геометрии. 

Худяков был настолько ни на кого не похож, что не потерялся даже в таком котле андерграунда, как Нью-Йорк. Он не разделял искусство и жизнь и сам превратился в объект искусства. Придумал рубашки с рисунком, имитирующим галстук, а пиджаки его казались расшитыми драгоценными камнями, хотя он все собирал из мусора под ногами. Как и свои медитативные ассамбляжи. В ход шли фантики, осколки посуды, коктейльные трубочки и даже скорлупки фисташек. Худяков покрывал их красками и превращал в «драгоценности». Некоторые из своих работ он создавал 20–30 лет, постоянно обновляя и добавляя новые штрихи. 

В 1985 году русский художник стал звездой светского приема в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке — да так, что о нем написала газета The New York Times. Но даже на волне внезапной славы отказывался продавать работы, заламывая бешеные цены, чтобы с ними не расставаться. Свои сокровища хранил в своем музее, в который превратил квартиру, называя ее «Янтарной комнатой» или «Малой Сикстинской капеллой» за то, что она, как драгоценная шкатулка, была заполнена его произведениями. Собранные теперь на выставке, они воссоздают атмосферу, в которой жил и творил художник.  

Московский музей современного искусства
Jumbo Love© Генрих Худяков
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+