Звезда и смерть Ашрафа Мурада

Ретроспектива легендарного нонконформиста-отшельника, организованная Пространством современного искусства YARAT, проходит в Музее живописи Азербайджана XX–XXI веков в Баку

Ашраф Мурад. «Покушение на свободу». 1960-е. Фото: Courtesy of Azerbaijan State Art Gallery
Ашраф Мурад. «Покушение на свободу». 1960-е.
Фото: Courtesy of Azerbaijan State Art Gallery

На постсоветском пространстве возникло немало новых культурных героев, которых пестуют и продвигают в бывших союзных республиках. Но остаются и старые, чьи биографии неразрывно связаны с обстоятельствами обитания в общем доме — СССР. Отношение к ним, как правило, уважительное: они ведь так или иначе отстаивали дух национального искусства в непростых условиях директивного братства народов. Спектр этих почитаемых людей довольно широк — от представителей всесоюзной элиты до откровенных диссидентов. Однако встречаются фигуры особого рода.

Ашраф Мурад. «Нет атомной войне». 1967–1968. Фото: Courtesy of Azerbaijan National Art Museum
Ашраф Мурад. «Нет атомной войне». 1967–1968.
Фото: Courtesy of Azerbaijan National Art Museum

Художник Ашраф Мурад (1925–1979) в родном Азербайджане при жизни был известен только узкому кругу. Хотя легенды о нем просачивались и за пределы республики, некоторые называли его гением. Так считал, например, писатель Юрий Домбровский, который и сам был едва ли не изгоем в московской литературной среде. «Талант от гения отличает один градус: при температуре 99 градусов вода только горячая, а при 100 градусах она кипит. Вот этот единственный градус Ашраф преодолел легко и свободно. Я верю: мировое признание обязательно найдет Ашрафа Мурада», — писал он. Удивительной оказалась перекличка их судеб. Домбровский умер после жестокого избиения группой неизвестных лиц — многие тогда сходились во мнении, что это была спланированная акция. А за десятилетие до того, в конце 1960-х, избиениям и пыткам в милицейском карцере подвергся Ашраф Мурад, задержанный на улице всего лишь за устные препирательства с сотрудниками МВД. Он выжил, но потерял здоровье, долго реабилитировался в психиатрической больнице. Этот эпизод радикально повлиял на всю его дальнейшую живопись — и на способ существования в социуме.

Музей живописи Азербайджана XX–XXI веков в Баку. Фото: YARAT
Музей живописи Азербайджана XX–XXI веков в Баку.
Фото: YARAT

Успешный выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, благополучно вписавшийся в официальную художественную жизнь Баку (и даже ставший обладателем первого в городе «мерседеса»), превратился в нелюдимого затворника, почти не покидавшего пределы своей мастерской. Искусство его тоже стало другим — жестким, экспрессивным, иногда абсурдистским, иногда нарочито примитивистским. Произошедшие с автором перемены быстро вытолкнули его из обоймы, да он и сам уже не хотел иметь с ней ничего общего. Денег на масляные краски не хватало, и ряд его поздних работ написан типографскими красками, добытыми по знакомству на близлежащем полиграфическом комбинате. При жизни у Ашрафа не состоялось ни одной персональной выставки, он так и умер анахоретом, странным до экстравагантности.

Ашраф Мурад. «Время помидоров». 1976. Фото: Farhad Ahmedov’s collection
Ашраф Мурад. «Время помидоров». 1976.
Фото: Farhad Ahmedov’s collection

Предреченное Домбровским мировое признание не то чтобы совсем не состоялось — у живописи Ашрафа Мурада есть свои ценители по всему свету. К слову, несколько его произведений в 2016 году можно было увидеть и в Москве, они фигурировали на сборной выставке «Созвездие Апшерона» в Третьяковской галерее. Однако наибольший интерес к этому художнику питают все же на его родине, в Азербайджане. Формой проявления такого интереса сейчас стала ретроспективная выставка «Любовь и протест», устроенная в залах Музея живописи Азербайджана XX–XXI веков усилиями Пространства современного искусства YARAT. По словам менеджера проектов музея Лейлы Агаевой, около года назад YARAT взял что-то вроде шефства над соседней институцией — для придания ей большей динамики и поднятия популярности. Будучи некоммерческой организацией в сфере продвижения актуальных искусств в столице и регионах, YARAT наработал уже приличный стаж (он существует с 2011 года) и солидный опыт. Им и дали карты в руки. Для начала новые кураторы убрали в запасники постоянную экспозицию музея, которая до того не менялась и посещалась крайне вяло. Был взят курс на проектные решения — со сменой приблизительно дважды в год временных выставок и приурочиванием сопутствующих программ.

Ашраф Мурад. «Дорога в колхоз». 1963. Фото: Courtesy of Azerbaijan State Art Gallery
Ашраф Мурад. «Дорога в колхоз». 1963.
Фото: Courtesy of Azerbaijan State Art Gallery

Организация здесь выставки Ашрафа Мурада — ход вполне разумный и эффективный: художник в масштабах страны неплохо раскручен, и по соцсетям даже гуляют разнообразные мемы и фейки, использующие его узнаваемую манеру. Столь массовой узнаваемости, кстати, немало поспособствовал коллекционерский интерес Фархада Ахмедова — российского предпринимателя азербайджанского происхождения, миллиардера из списка Forbes. Приобретение Ахмедовым работ Ашрафа Мурада одно время весьма интриговало публику на Апшеронском полуострове. Помимо вещей из этого собрания, на выставке представлены произведения из государственных и частных коллекций Азербайджана.

Получился если и не предельно полный, то очень репрезентативный свод работ живописца — как ранних, еще носящих отпечаток ленинградской выучки, но уже отдельных, особенных, так и поздних, которые образуют тот самый индивидуальный «бренд». Между ними вроде бы пропасть, однако заметна и едва уловимая преемственность. Сравнение с вылетом бабочки из кокона будет, пожалуй, слишком выспренним, и все-таки перед нами один и тот же автор — до и после потрясших его метаморфоз.

Ашраф Мурад. «Голосование». 1975. Фото: Courtesy of Baku MoMA
Ашраф Мурад. «Голосование». 1975.
Фото: Courtesy of Baku MoMA

Название выставки «Любовь и протест» поначалу кажется несколько надуманным: живопись Ашрафа Мурада сильна отнюдь не сюжетами, иллюстрирующими какие-то расхожие понятия. Впрочем, и противоречия тоже нет, если воспринимать шире: любовь как чувственное восприятие мира, и протест как реакция на всякую дисгармонию. Скажем, серия про девушек-спортсменок у Ашрафа ничуть не эротична, а политический протест выражается скорее в колоритах и композиционных приемах, нежели в прямых декларациях, тем не менее художник явно подразумевает ту самую действительность, в которой пребывает вместе с современниками. Но действительность при этом чужую, заставляющую смотреть на себя из неудобного ракурса, едва ли не через щелку в задернутых черных занавесках.

Как рассказала куратор выставки Фарах Алекберли, сегодня все более ощутимым становится влияние Ашрафа Мурада на новых азербайджанских художников. Речь не о подражании с их стороны, хотя без этого тоже не обходится, а о возгонке в себе такого же экзистенциального градуса, который был свойственен их кумиру. Нельзя ведь исключить, что это и есть тот самый градус гениальности.

Выставка Ашрафа Мурада «Любовь и протест» в Музее живописи Азербайджана XX–XXI веков в Баку открыта до 16 июня.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+