В Санкт-Петербурге названы победители Премии Сергея Курехина

Учрежденная в 2009 году, главная петербургская премия в области современного искусства объявила лауреатов за 2018 год в девяти номинациях

Сцена из театрального перформанса «Страсти по Мартену» Анны Абалихиной. Фото: Юлия Абзалтдинова
Сцена из театрального перформанса «Страсти по Мартену» Анны Абалихиной.
Фото: Юлия Абзалтдинова

Гран-при за 2018 год получил театральный перформанс «Страсти по Мартену» Анны Абалихиной. Московский хореограф Анна Абалихина вместе с композитором Алексеем Сысоевым и художницей Ксенией Петрухиной посвятили свой проект последней, закрытой в прошлом году большой мартеновской печи на бывшем заводе в городе Выкса Нижегородской области.

Приз за лучшее произведение визуального искусства получил Александр Морозов с его проектом «Акчим. Координаты: 60°28′35″N 58°02′53″E». Он посвящен исследованию голоса и памяти и основан на акчимском диалекте, существовавшем на территории Пермского края, сегодня утраченном. Художник создал инсталляцию из трех интерактивных акустических систем, которые позволяют зрителю «услышать» умерший диалект и голоса, говорившие на нем.

Лучшим медиаобъектом признан проект текст-группы «Орбита» (Александр Заполь, Артур Пунте, Владимир Светлов, Сергей Тимофеев) и их мультимедийная поэтическая выставка «Откуда берутся стихи?». Авторы предложили свои варианты на тему того, как возникают поэтические тексты, и создали четыре инсталляции в четырех комнатах плавучего арт-центра NOASS в Риге.

Премию в номинации «Искусство в общественном пространстве» вручили АБ Бродского (Александр Бродский и Антон Тимофеев) за проект «Вилла ПО-2». Компактная постройка из знакомых и бывших в употреблении заборных плит напоминает одновременно и бездушные советские промзоны, и современное жилье. Вторым победителем в этой номинации стал Паша Касс и его проект «C Новым годом, товарищи» — нарисованная на стене приоткрытая дверь в «волшебное» советское прошлое.

Приз за лучший кураторский проект достался Владимиру Селезневу за выставку «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Лучшим фестивалем современного искусства жюри назвало «Киберфест-11» и его организаторов и кураторов Анну Франц и Елену Губанову. Лучшим текстом о современном искусстве признана книга Виктора Вилисова «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили».

«Семечку» в номинации «Электро-механика» получила петербургская группа Shortparis, а в номинации «Этно-механика» — белорусская группа Šuma (Shuma). Приз Французского института — три недели учебы и стажировки во Франции — получила Ася Маракулина, уроженка Перми, за проект «Комната отдыха». 

В этом году церемония проходила на сцене Каменноостровского театра (вторая сцена Большого драматического театра, БДТ). Режиссером церемонии стал Федор Курехин, сын Сергея и Анастасии Курехиных. Сценарий был построен на музыкальном нон-стоп-сопровождении, придуманном и исполненном Московским ансамблем современной музыки, который на протяжении почти двух часов исполнял сложную композицию из музыки Курехина, Джона Кейджа и Мортона Фелдмана. В центре сцены стояла гигантская голова с чертами Сергея Курехина, которая во время исполнения музыки стояла лицом к зрителям, а когда на сцену поднимался очередной лауреат премии, разворачивалась, в затылке открывалась небольшая дверь, через которую лауреат попадал в «голову Курехина». В «голове» он сам брал с полки свою награду — приз в виде символической семечки — скульптуры, изготовленной победителем прошлогоднего конкурса в номинации «Визуальное искусство» Сергеем Кищенко.

До 16 мая в Центре Курехина (Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 73) будет работать выставка проектов, вошедших в лонг-лист премии.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+