Премию Курехина вручали под свистки, без слов и аплодисментов

26 апреля в Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре прошла церемония награждения лауреатов Премии имени Сергея Курехина. О победителях и особенностях церемонии — репортаж Павла Герасименко

Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г. Фото: Павел Герасименко
Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г.
Фото: Павел Герасименко

Премия в области современного искусства имени Сергея Курехина вручается в этом году в восьмой раз и состоит из пяти художественных и двух музыкальных номинаций плюс Гран-при. В лонг-лист в разных номинациях вошли от 4 до 12 претендентов. В шорт-листе осталось по четыре-шесть номинантов, о чем зрители узнали из буклетов перед началом церемонии. Именно из этого списка имен должно было сделать свой выбор жюри, в состав которого, в частности, вошли куратор Музея Москвы Евгения Кикодзе, сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Олеся Туркина, руководитель региональной дирекции РОСИЗО Алиса Прудникова и директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор.

Вышедший на сцену вместе с Анастасией Курехиной первый заместитель председателя городского комитета по культуре Александр Воронко назвал Сергея Курехина «одним из сакральных имен для нашего города» и пообещал в декабре 2018 года открыть Центр современного искусства имени Курехина в реконструируемом для этих целей здании бывшего кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове. После этого в течение часа с лишним сцену театра занимали зеленые инопланетяне, пианист Владимир Ашкенази и арфист Александр Болдачев, роговой оркестр и хор «Фестино», лидер «Новых композиторов» Валерий Алахов и диджей Юрий Орлов. Фрагменты музыки Курехина были перемешаны с Бахом и Прокофьевым, а Варя Павлова (Лисокот) пела «Спят твои соседи, белые медведи...» и «Младший лейтенант...».

Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г. Фото: Павел Герасименко
Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г.
Фото: Павел Герасименко

Знаменитый шоумен и художник Андрей Бартенев, автор призов нынешнего года — керамических медведей «в яблоках», выполненных по его эскизу компанией «Дымов керамика», выступил еще и в качестве режиссера торжественной церемонии. Он решил сделать ее не только без слов, заменив оглашение списка претендентов текстом на плазменных панелях в руках актеров и нарисовав имена победителей на плакатах и транспарантах, но и предложил обойтись без аплодисментов, раздав всему залу спортивные свистки, предусмотрительно в комплекте с берушами. Однако тем самым Бартенев лишил болеющую за разных художников и проекты публику возможности выразить свои эмоции: свист, даже очень громкий, с трудом может передать удивление или даже возмущение, которые не могли не сопровождать объявление результатов. Свистеть в зале перестали только на время «Акта немоты», когда молчанием почтили недавно ушедших: художника и кинорежиссера Евгения Юфита, композитора Олега Каравайчука, бывшего председателя городского комитета по культуре Антона Губанкова, коллекционера и мецената Аслана Чехоева.

В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» приз получил Александр Шишкин-Хокусай за объект «Ванна Марата», показанный на выставке «Интерпретации» в рамках фестиваля «Киберфест» в начале этого года. Эффектный одиночный объект известного художника, уже выступившего в нынешнем году с несколькими удачными работами, самая впечатляющая из которых показывается на Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», обошел в номинации проекты Павла Брата, Людмилы Беловой, Дмитрия Кавко, Павла Отдельнова и Дарьи Правды.

«Лучшим медиаобъектом» стала звуковая скульптура саунд-артиста Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Экспонат выставки «Техноарт. Искусство с открытым кодом» в московском Электромузее, генерирующий эмбиент, жюри премии предпочло работам Ксении Галкиной, Саши Пироговой, Максима Свищева и Анны Франц.

Далее премия вручалась в номинации «Искусство в общественном пространстве». Среди хорошо знакомых многим работ — «Портрет Даниила Хармса» Павла Каса и Павла Мокича, «Картофельная снежинка» Василия Слонова, «Тяжелые слова» Замира Сулейманова и «Тетрис» Андрея Сяйлева — лучшим объектом паблик-арта было выбрано «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварга — скульптура из синтетических полимеров, показанная на фестивале ленд-арта «Архстояние».

«Лучшим текстом о современном искусстве», словно в утешение стрит-артистам за неудачу в предыдущей номинации, стала книга Игоря Поносова «Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм». Претендентов на лучшую книгу было немного: Глеб Ершов, Константин Зацепин и Иван Чечот (его сборник «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты» был отмечен наравне с книгой Поносова).

Ни одно имя из пяти указанных в программе претендентов на «Лучший кураторский проект», в числе которых были Катя Бочавар с «Кинотеатром сновидений», Дмитрий Булатов с «Умри и обновись!», Ольга Шишко со второй частью «Дома впечатлений», лаборатория мультимедиа Cyland с десятым фестивалем «Киберфест» и группа авторов выставки «Форматирование памяти» на Фестивале медиапоэзии «101», не возникло на сценических плакатах и мониторах. Вместо них приз был присужден Виталию Пацюкову и Анастасии Козаченко за фестиваль «Дада», прошедший летом 2016 года в московском ГЦСИ (до того он претендовал на Гран-при). Таким странным образом в Премии Курехина этого года появилась интрига (о чем, впрочем, в недавнем интервью TANR предупреждала ее вдохновитель Анастасия Курехина).

Главная награда — Гран-при с каждым годом все теснее оказывается связан с мультижанровым действом «Поп-механики» и ее создателем Сергеем Курехиным. В этом году Гран-при получил проект «Гаджетофония» Анастасии Поздняковой и Санкт-Петербургского импровизационного оркестра во главе с Дмитрием Шубиным. «Оркестр повседневной электроники», как именуют его создатели, использующий шаблонные компьютерные звуки, издаваемые планшетами и другими гаджетами, был признан лучшим в сравнении с документальным спектаклем Михаила Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ» или политической партитурой группы U/n multitude «Концерт агитационной песни».

Победителем в номинации «Электро-механика» стал музыкант-электронщик Игорь Старшинов, характеризующий свой стиль как melancholic electro pop music. «Этно-механику» получил Сергей Старостин — знаменитый вокалист, этнограф и собиратель русского фольклора. В финале был вручен Приз Французского института в Санкт-Петербурге: на три месяца в парижский Международный центр искусств поедет художник Павел Отдельнов. В заключение Анастасия Курехина поблагодарила всех авторов, вошедших в лонг-лист премии в этом году, и объявила, что проходящему в Петербурге фестивалю медиаискусства «Киберфест» достается особая премия.

Материальное выражение Премии Курехина — 250 тыс. руб. за Гран-при и по 100 тыс. руб. в других арт-номинациях — заставляет художественную общественность с дополнительным вниманием следить за распределением наград. Как и в прошлые годы, ощущалась непростая драматургия процесса выбора победителей, но итоги премии в этом году ясно обозначили ее вектор: важнее всего в искусстве определенность и понятность, описываемые словом «стабильность».

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+