The Art Newspaper Russia
Поиск

«Наша премия очень живая, у нас нет помпезности»

26 апреля в Петербурге в восьмой раз будут объявлены победители Премии в области современного искусства имени Сергея Курехина. На вопросы корреспондента TANR ответила Анастасия Курехина — руководитель Центра современного искусства имени С. Курехина

Как менялась премия за эти годы, с точки зрения ее организатора и вдохновителя? Не только внешне, но и прежде всего внутренне.

По прошествии восьми лет оказалось, что премия, в общем-то, и не меняется. Меняются некоторые номинации. Жизнь идет вперед, что-то уходит, что-то приходит. Например, среди перформансов, номинированных на премию, совсем другие проекты — не такие, как восемь лет назад. Изначально у нас была обязательной живая музыкальная составляющая, потом мы ее убрали. Некоторые театральные постановки все больше становятся похожи на перформанс, и все чаще номинируются на Гран-при именно театральные перформансы. В этом году я хотела сделать театральную номинацию, но жюри посовещалось и решило: вводить ее пока не нужно, так как театроведы — это совсем другое жюри. Поэтому сейчас задумываюсь о том, что, может быть, стоит сделать отдельную театральную премию.

Номинации в этом году изменились. Шесть основных — Гран-при «Поп-механика», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиаобъект», «Искусство в общественном пространстве», «Лучший кураторский проект», «Лучший текст о современном искусстве» — и две музыкальные — «Этно-механика» и «Электро-механика» — остались. Мы отказались от номинации «Продвижение современного искусства в медиа», так как номинанты в ней из года в год одни и те же. В наших планах — создать интернет-телеканал о современной культуре на базе обновленного Центра современного искусства им. С. Курехина.

Премия Курехина входит в число по-прежнему немногочисленных отечественных арт-премий, и все годы своего существования она замыкала тройку, в которой также «Инновация» и Премия Кандинского. Такое положение вас устраивает? Что отличает и выделяет Премию Курехина на фоне остальных премий?

В Санкт-Петербурге мы единственные. На другие премии не оглядываемся, живем сами по себе. Конечно, мы молодые. Ольга Лопухова, которая начинала с нами работать, дала очень много ценных консультаций. К сожалению, вскоре ее не стало. В результате мы научились, составили определенный порядок проведения премии. Премия им. Сергея Курехина отличается от других прежде всего номинациями и демократичностью. Мне кажется, что наша премия очень живая, у нас нет помпезности.

В каждой премии есть «вечные номинанты» — те, кто из года в год доходит до финала и остается ни с чем. Какие проекты и художники, по вашему мнению, были обойдены? Кто достоин премии и мог бы ее получить? Или о ком из не получивших ее вы жалеете?

Я такой зависимости вообще не вижу. У нас всегда очень разные художники. Есть художники, которые получали премию несколько раз. Например, Андрей Бартенев, Катя Бочавар. Но сказать, что есть какие-то тенденции, я не могу. Конечно, есть те, кто номинируется с разными проектами. Но на самом деле выдающихся произведений искусства не так много. Каждый раз все зависит от того, какой проект представлен. Жюри оценивает работу и решает, как карта ляжет.

В том, как осуществляется выбор лауреатов Премии Курехина, всегда ощущается что-то от романтической эпохи 1990-х. Насколько премия непредсказуема? Часто ли решения приходили к жюри (и принимались им) в последний момент?

Этапы премии проходят примерно так. Ежегодно из нескольких сотен произведений отборщики формируют лонг-лист. В этом году пришло более 1 тыс. заявок, многие авторы выставляют свои проекты впервые. Лонг-лист мы отсылаем жюри вместе с бюллетенями для голосования. Жюри по десятибалльной системе ставит оценки каждому из представленных проектов. Таким образом мы формируем шорт-лист, который объявляем в день церемонии. Жюри совещается и голосует за выбор победителей непосредственно перед церемонией награждения, то есть всегда в последний момент.

В жюри входят очень разные люди, которые выбирают разные проекты. Решения принимаются в ходе прямой дискуссии, никто заранее ни о чем не договаривается. Каждый из членов жюри выставляет свои оценки номинантам по десятибалльной шкале, и победители определяются по количеству баллов. У меня есть полголоса при итоговом голосовании. Если жюри не может определиться и голоса в какой-либо номинации все время делятся ровно пополам, я использую свои полголоса для выбора победителя. Несколько раз в результате прений и споров членов жюри победителями становились номинанты не из шорт-листа, а из лонг-листа. Потому что на финальном совещании кто-то из жюри вытаскивал понравившиеся проекты и убеждал коллег отдать голоса за них. Жюри подводит итоги голосования не раньше, чем за два часа до церемонии. Шорт-лист определяется заочно, а итоговое голосование проводится только в очной форме. Поэтому всегда присутствует непредсказуемость результата.

И последний вопрос: вам все это не надоело?

Нет. Я вижу очень большие перспективы для премии. Благодаря премии удается делать новые мультимедийные проекты, благодаря премии стала исполняться вживую музыка Сергея Курехина. Я уговорила Айги сначала сыграть три пьесы, затем из этого выросла целая программа из 20 произведений. Эту программу играли потом два раза.

Материалы по теме
Просмотры: 1723
Популярные материалы
1
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
2
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
3
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
4
Шерсть, шелк и мастерство
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета.
14 ноября 2019
5
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
6
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
7
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
8
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
9
Русский музей посвятил выставку истории Валаама в живописи
Два века остров Валаам на Ладожском озере был местом притяжения для художников.
14 ноября 2019
10
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru