The Art Newspaper Russia
Поиск

«Наша премия очень живая, у нас нет помпезности»

26 апреля в Петербурге в восьмой раз будут объявлены победители Премии в области современного искусства имени Сергея Курехина. На вопросы корреспондента TANR ответила Анастасия Курехина — руководитель Центра современного искусства имени С. Курехина

Как менялась премия за эти годы, с точки зрения ее организатора и вдохновителя? Не только внешне, но и прежде всего внутренне.

По прошествии восьми лет оказалось, что премия, в общем-то, и не меняется. Меняются некоторые номинации. Жизнь идет вперед, что-то уходит, что-то приходит. Например, среди перформансов, номинированных на премию, совсем другие проекты — не такие, как восемь лет назад. Изначально у нас была обязательной живая музыкальная составляющая, потом мы ее убрали. Некоторые театральные постановки все больше становятся похожи на перформанс, и все чаще номинируются на Гран-при именно театральные перформансы. В этом году я хотела сделать театральную номинацию, но жюри посовещалось и решило: вводить ее пока не нужно, так как театроведы — это совсем другое жюри. Поэтому сейчас задумываюсь о том, что, может быть, стоит сделать отдельную театральную премию.

Номинации в этом году изменились. Шесть основных — Гран-при «Поп-механика», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиаобъект», «Искусство в общественном пространстве», «Лучший кураторский проект», «Лучший текст о современном искусстве» — и две музыкальные — «Этно-механика» и «Электро-механика» — остались. Мы отказались от номинации «Продвижение современного искусства в медиа», так как номинанты в ней из года в год одни и те же. В наших планах — создать интернет-телеканал о современной культуре на базе обновленного Центра современного искусства им. С. Курехина.

Премия Курехина входит в число по-прежнему немногочисленных отечественных арт-премий, и все годы своего существования она замыкала тройку, в которой также «Инновация» и Премия Кандинского. Такое положение вас устраивает? Что отличает и выделяет Премию Курехина на фоне остальных премий?

В Санкт-Петербурге мы единственные. На другие премии не оглядываемся, живем сами по себе. Конечно, мы молодые. Ольга Лопухова, которая начинала с нами работать, дала очень много ценных консультаций. К сожалению, вскоре ее не стало. В результате мы научились, составили определенный порядок проведения премии. Премия им. Сергея Курехина отличается от других прежде всего номинациями и демократичностью. Мне кажется, что наша премия очень живая, у нас нет помпезности.

В каждой премии есть «вечные номинанты» — те, кто из года в год доходит до финала и остается ни с чем. Какие проекты и художники, по вашему мнению, были обойдены? Кто достоин премии и мог бы ее получить? Или о ком из не получивших ее вы жалеете?

Я такой зависимости вообще не вижу. У нас всегда очень разные художники. Есть художники, которые получали премию несколько раз. Например, Андрей Бартенев, Катя Бочавар. Но сказать, что есть какие-то тенденции, я не могу. Конечно, есть те, кто номинируется с разными проектами. Но на самом деле выдающихся произведений искусства не так много. Каждый раз все зависит от того, какой проект представлен. Жюри оценивает работу и решает, как карта ляжет.

В том, как осуществляется выбор лауреатов Премии Курехина, всегда ощущается что-то от романтической эпохи 1990-х. Насколько премия непредсказуема? Часто ли решения приходили к жюри (и принимались им) в последний момент?

Этапы премии проходят примерно так. Ежегодно из нескольких сотен произведений отборщики формируют лонг-лист. В этом году пришло более 1 тыс. заявок, многие авторы выставляют свои проекты впервые. Лонг-лист мы отсылаем жюри вместе с бюллетенями для голосования. Жюри по десятибалльной системе ставит оценки каждому из представленных проектов. Таким образом мы формируем шорт-лист, который объявляем в день церемонии. Жюри совещается и голосует за выбор победителей непосредственно перед церемонией награждения, то есть всегда в последний момент.

В жюри входят очень разные люди, которые выбирают разные проекты. Решения принимаются в ходе прямой дискуссии, никто заранее ни о чем не договаривается. Каждый из членов жюри выставляет свои оценки номинантам по десятибалльной шкале, и победители определяются по количеству баллов. У меня есть полголоса при итоговом голосовании. Если жюри не может определиться и голоса в какой-либо номинации все время делятся ровно пополам, я использую свои полголоса для выбора победителя. Несколько раз в результате прений и споров членов жюри победителями становились номинанты не из шорт-листа, а из лонг-листа. Потому что на финальном совещании кто-то из жюри вытаскивал понравившиеся проекты и убеждал коллег отдать голоса за них. Жюри подводит итоги голосования не раньше, чем за два часа до церемонии. Шорт-лист определяется заочно, а итоговое голосование проводится только в очной форме. Поэтому всегда присутствует непредсказуемость результата.

И последний вопрос: вам все это не надоело?

Нет. Я вижу очень большие перспективы для премии. Благодаря премии удается делать новые мультимедийные проекты, благодаря премии стала исполняться вживую музыка Сергея Курехина. Я уговорила Айги сначала сыграть три пьесы, затем из этого выросла целая программа из 20 произведений. Эту программу играли потом два раза.

Материалы по теме
Просмотры: 2166
Популярные материалы
1
Пятикратное воспевание ВХУТЕМАСа в Москве
Представляем пять выставок в музеях и галереях о классиках советского дизайна.
26 февраля 2021
2
Билл Виола: медленно, серьезно, возвышенно
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском состоит из работ 2000–2014 годов. Но художник начал работать с видео гораздо раньше, когда мало кто предполагал, что техническая новинка пригодна для серьезного искусства. Виола доказал это.
01 марта 2021
3
Ревизия умений: Жостово, Павловский Посад, Дулево, Гусь-Хрустальный, Федоскино
Новую ценность приобретают поездки из Москвы на один-два дня. Главное — определиться с целью. Таким магнитом могут стать, например, народные ремесла. В России сохранилось порядка 50 ремесел, и 60% из них сосредоточены в Подмосковном регионе.
26 февраля 2021
4
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
5
Отблеск гения на кончике носа
В произведениях великих мастеров значимым может оказаться буквально что угодно. Почему бы и носу не быть важнейшей деталью? Как у Рембрандта, например.
26 февраля 2021
6
Русское деревянное — и не обязательно бедное
Эскапизм нынче в моде, так что хотя бы поэтому книга Николая Малинина о современных домах из дерева вполне может стать бестселлером.
26 февраля 2021
7
Мунк оказался самокритичным
Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника.
01 марта 2021
8
Ввозить и вывозить: границы после Brexit
Переходный период по выходу Великобритании из ЕС завершился. Арт-дилеры, аукционисты и перевозчики рассуждают, как это отразится на покупателях искусства из разных стран.
01 марта 2021
9
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
10
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru