18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом

В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире

Весной 1908 года одна лондонская галерея сделала невероятно дерзкое заявление о своей новой выставке. Анри Матисс тогда заканчивал писать «Красную комнату», Клод Моне увековечивал кувшинки в пруду в Живерни, а Пабло Пикассо на пике своего африканского периода совсем недавно представил на суд публики «Авиньонских девиц». Это не смутило Grafton Gallery, которая заявила, что открывает выставку «величайшего из ныне живущих живописцев» — испанца Хоакина Сорольи (1863–1923). То была первая и до недавнего времени последняя выставка Сорольи в Британии. В марте нынешнего года в лондонской Национальной галерее открылась ретроспектива «Соролья. Испанский мастер света», которая затем отправится в Дублин, в Национальную галерею Ирландии. 

Хоакин Соролья был так знаменит у себя на родине в Валенсии, где родился в 1863 году в семье торговцев тканями, что еще при жизни городские власти назвали в его честь одну из улиц. Талант Сорольи впервые проявился, когда он подростком работал ретушером у фотографа, чья дочь по имени Клотильда позднее стала женой художника. Он поступил учиться в художественный колледж и вскоре начал выигрывать крупные награды и стипендии на обучение в Италии. В 1900 году его картины уже покупал Музей Прадо, а на Всемирной выставке в Париже Соролья был награжден золотой медалью. Именно тогда художник, увидев свои темные полотна в тусклом свете выставочного зала, решил писать картины, освещенные испанским солнцем. 

Роскошный особняк Сорольи в Мадриде, с мраморными полами и антиквариатом, после кончины художника от инсульта в 1920 году стал музеем, куда его трое детей передали более сотни работ отца. Треть этой коллекции приехала на нынешнюю выставку в Национальной галерее: портреты семьи, огромные, написанные на пленэре пляжные сценки с песчинками, застывшими в мазках краски. Другие работы предоставили Прадо и нью-йоркский Метрополитен-музей. И только одна картина на выставке, портрет принцессы Беатрисы, младшей дочери королевы Виктории, — из лондонской Национальной портретной галереи, единственная работа Сорольи в Британии. 

Консультировала выставку в Лондоне правнучка художника Бланка Понс-Соролья, которая сейчас работает над его первым полным каталогом-резоне, уже включив в него более 4 тыс. произведений. Действительно, Соролья был непревзойденным мастером быстрого письма, обойдя в этом и своего главного конкурента, итальянца Джованни Больдини.  

Национальная галерея
Соролья. Испанский мастер света
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+