18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом

В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире

Весной 1908 года одна лондонская галерея сделала невероятно дерзкое заявление о своей новой выставке. Анри Матисс тогда заканчивал писать «Красную комнату», Клод Моне увековечивал кувшинки в пруду в Живерни, а Пабло Пикассо на пике своего африканского периода совсем недавно представил на суд публики «Авиньонских девиц». Это не смутило Grafton Gallery, которая заявила, что открывает выставку «величайшего из ныне живущих живописцев» — испанца Хоакина Сорольи (1863–1923). То была первая и до недавнего времени последняя выставка Сорольи в Британии. В марте нынешнего года в лондонской Национальной галерее открылась ретроспектива «Соролья. Испанский мастер света», которая затем отправится в Дублин, в Национальную галерею Ирландии. 

Хоакин Соролья был так знаменит у себя на родине в Валенсии, где родился в 1863 году в семье торговцев тканями, что еще при жизни городские власти назвали в его честь одну из улиц. Талант Сорольи впервые проявился, когда он подростком работал ретушером у фотографа, чья дочь по имени Клотильда позднее стала женой художника. Он поступил учиться в художественный колледж и вскоре начал выигрывать крупные награды и стипендии на обучение в Италии. В 1900 году его картины уже покупал Музей Прадо, а на Всемирной выставке в Париже Соролья был награжден золотой медалью. Именно тогда художник, увидев свои темные полотна в тусклом свете выставочного зала, решил писать картины, освещенные испанским солнцем. 

Роскошный особняк Сорольи в Мадриде, с мраморными полами и антиквариатом, после кончины художника от инсульта в 1920 году стал музеем, куда его трое детей передали более сотни работ отца. Треть этой коллекции приехала на нынешнюю выставку в Национальной галерее: портреты семьи, огромные, написанные на пленэре пляжные сценки с песчинками, застывшими в мазках краски. Другие работы предоставили Прадо и нью-йоркский Метрополитен-музей. И только одна картина на выставке, портрет принцессы Беатрисы, младшей дочери королевы Виктории, — из лондонской Национальной портретной галереи, единственная работа Сорольи в Британии. 

Консультировала выставку в Лондоне правнучка художника Бланка Понс-Соролья, которая сейчас работает над его первым полным каталогом-резоне, уже включив в него более 4 тыс. произведений. Действительно, Соролья был непревзойденным мастером быстрого письма, обойдя в этом и своего главного конкурента, итальянца Джованни Больдини.  

Национальная галерея
Соролья. Испанский мастер света
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+